О защите прав лиц с инвалидностью, в том числе и при оказании госуслуг

dep.jpg

Премьер-министру РК Смаилову А. А

Генеральному Прокурору РК Асылову Б. Н

Председателю Агентства по противодействию коррупции РК Жумагали А. Ж

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
                                    Уважаемый Алихан Асханович!

Согласно статье 14 Конституции РК «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». К сожалению, очень часто данная норма главного закона страны просто не работает, когда дело касается лиц с инвалидностью, (далее ЛСИ). Причем права ЛСИ нарушают в том числе и сотрудники государственных органов, в чьи функции входит обеспечивать помощь и поддержку данной категории граждан.

В парламентскую фракцию Народной партии Казахстана часто обращаются люди с особыми потребностями, пострадавших от действий должностных лиц. ЛСИ с боем вынуждены добиваться оказания положенных им услуг и получения средств реабилитации, а также – необходимого сопровождения и лечения.

Следует честно признать, что существующая в Казахстане система поддержки и социальной защиты лиц с инвалидностью требует серьезного пересмотра.

Приведу только несколько примеров. К нам обратилась с жалобой жительница Усть-Каменогорска, ЛСИ первой группы по зрению, Елена Атмосферина. Женщина с 2007 года не может снять с регистрационного учета давно утилизированный автомобиль, на который исправно начисляется транспортный налог. Это не удалось сделать даже через суд. Ситуация абсурдная – автомобиля давно нет, но снять транспортное средство с учета не представляется возможным. Из-за «налогового» долга на жилье Атмосфериной был наложен арест, хотя стоимость надвижимости в разы перекрывает сумму задолженности.

Суды и правоохранительные органы абсолютно игнорируют тот факт, что своевременно снять автомобиль с учета Атмосферина не могла чисто – физически. На тот момент у нее не было индивидуального помощника, положенного ей по закону, но не предоставленного отделом социальной защиты из-за отсутствия финансирования. Сейчас незрячей женщине, по сути, предъявляют претензии, за то, что она 16 лет назад не смогла самостоятельно добраться до регистрационных органов и заполнить документы.

В рамках индивидуальной программы реабилитации лиц с инвалидностью Анатолий Мигай получил через портал социальных услуг читающую машину «ClearReader+». Машина оказалась контрафактной и бывшей в употреблении, что отразилось на ее функциональных свойствах. Мигай сам сумел это доказать, обратившись к дистрибьютору ООО «Элита Групп», которая является официальным дистрибьютером по странам СНГ компании-производителя «Optelec». На портал машину предоставило ТОО «Туркестанское учебно-производственное предприятие общественного объединения «Казахское общество слепых»», хотя в гарантийном талоне на товар указан другой поставщик – Общественное объединение «Общество инвалидов «Samgau Komek»».

Мигай обратился во всевозможные инстанции от Министерства труда и социальной защиты населения до правоохранительных органов. Поставщика убрали с портала… и все. Наказать виновных и восстановить нарушенные права самого ЛСИ никто и не подумал, так же, как и провести проверку других недобросовестных поставщиков. Нетрудно предположить, сколько при таком подходе, имеется случаев, когда люди с особыми потребностями получают малофункциональные «б/ушные» средства реабилитации, а уполномоченные органы в сфере социальной защиты игнорируют проблему.

Существующая в Казахстане система оказания социальных услуг и приобретения средств реабилитации ЛСИ вообще представляет собой благодатное поле для злоупотреблений. В итоге, государство выделяет немалые деньги для поддержки людей с особыми потребностями, но эти ресурсы не доходят до адресата, а пропадают в схемах посредников и закупщиков. «Экономят», (а точнее обманывают ЛСИ), во всем – в оплате индивидуальных помощников, в оказании услуг инватакси, нанимая для перевозки неприспособленные автомашины, без пандусов и подъемников, в выплате зарплат, в закупе средств реабилитации. При этом виновные не несут никакой ответственности, а за происходящим спокойно и равнодушно наблюдают как правоохранительные органы, так и органы социальной защиты населения. И тому есть наглядные примеры.

Так, по данным ОФ «Всеказахстанский правозащитный центр», Алматинская прокуратура неоднократно прекращала уголовное дело в отношении КФ «Ерекше тандау Алматы», где регулярно «пропадали» государственные средства, выделенные на оплату труда ЛСИ. Также прокуроры закрыли глаза на то, что в 2019 году КГУ «Управление социального благосостояния города Алматы» принял от КФ «Ерекше тандау Алматы» не соответствующие технической спецификации ноутбуки для незрячих. Суд обязал поставщика заменить некачественный товар, однако апелляционная и надзорная инстанции выступили против. В итоге государственные деньги были потрачены, а ЛСИ остались без функциональных ноутбуков.

Общественное объединение инвалидов «Подранки» («Шарасыздар») уже полгода не может добиться от акимата Ауэзовского района закупа ортопедической обуви, ежегодно изготовляемой по индивидуальным заказам. Все сроки прошли, заявка просрочена, ЛСИ остались без протезно-ортопедических средств реабилитации, положенных им по закону. Ни районный акимат, ни акимат города Алматы ничего не предприняли.

Все это говорит о том, что в сфере оказания услуг лицам с ограниченными возможностями происходят грубые нарушения и колоссальные хищения при попустительстве государственных органов и органов прокуратуры, которые в упор не видят в этих махинациях состава преступления.

Народная партия Казахстана предлагает:

– провести повторное рассмотрение по обращениям ЛСИ, чьи права были нарушены, (обращения прилагаются), восстановить нарушенные права ЛСИ, выявить и наказать виновных;

– провести аудит существующей системы оказания социальных услуг на предмет выявления коррупционных схем, усилить контроль в данной сфере и повысить ответственность за нарушение прав ЛСИ для недобросовестных поставщиков и чиновников;

– рассмотреть вопрос монетизации социальных услуг для ЛСИ, возможно, в виде денежного ваучера и т.д. Таким образом, люди с особыми потребностями смогут сами выбирать себе необходимые технические вспомогательные компенсаторные средства. Это позволит исключить коррупционные схемы и сделает процесс более прозрачным.

Ответ просим предоставить в предусмотренный законодательством срок.

С уважением, Депутаты фракции Народной партии Казахстана:

К. Сейтжан

М. Магеррамов

И. Смирнова

И. Сункар

Г. Ташенова


Подписывайтесь на наш официальный аккаунт:
@halyk_partiyasy