Министру просвещения
Республики Казахстан
Бейсембаеву Г.Б.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Гани Бектаевич!!
Как и у всех детей, у детей с инвалидностью есть амбиции и мечты о своем будущем. Как и всем детям, им необходимо качественное образование, чтобы развивать свои навыки и полностью реализовать свой потенциал.
Тем не менее, дети с инвалидностью часто игнорируются при разработке политики, что ограничивает их доступ к образованию и их возможность участвовать в социальной, экономической и политической жизни. Во всем мире эти дети ходят в обычные организации дошкольного образования. У нас в Казахстане дети с инвалидностью чаще всего не посещают дошкольные организациию из-за отсутсвия там условий для обучения. Особые дети сталкиваются с постоянными препятствиями на пути к образованию, возникающими из-за дискриминации, стигматизации и повседневной неспособности лиц, принимающих решения, включать инклюзию в дошкольные услуги.
Анализ международного опыта показывает, что незрячий ребенок может обучаться наравне с другими детьми, при создании необходимых, специально организованных, условий для воспитания и обучения. Это подразумевает обучение персонала работе с данной категорией детей, физически-доступную среду, обеспечение необходимым дидактическим и игровым материалом, возможность проведения системы дополнительных занятий со специальными педагогами, общеобразовательных занятий и общения со сверстниками.
Одним из принципов инклюзивного образования является его непрерывность, от ранней помощи до среднего специального образования и высших учебных заведений. В Казахстане, к сожалению, нет широкой практики включения незрячего ребенка в эту систему на уровне детского сада. Существующая сеть специальных детских садов по стране принимает в основном слабовидящих детей. Таким образом, семья, где растет незрячий ребенок, остается наедине с проблемой воспитания и обучения своего ребенка, а сам ребенок, практически до школьного возраста, остается в изоляции, вне общего дошкольного образования.
В целом, если говорить о модели включения незрячего ребенка в общую систему образования в Казахстане – это все еще находится на уровне уникальных и единичных кейсов. А ведь для многих развитых стран, на которые мы равняемся, такая практика считается обычной. Резюмируя вышеперечисленное, считаем необходимым принять следующие меры:
1) Рассмотреть возможность привлечения педагога-ассистента для работы с ребенком с ООП в дошкольных организациях.
В Приказе Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 указано, что педагог-ассистент организации дошкольного воспитания и обучения осуществляет психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации (Раздел 1., Глава 2., Параграф 8).
В Прикае МОН РК от 12.01.2022г.№6, п. 6 указано, что «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП осуществляется педагогами/ воспитателями в процессе занятий/уроков, а также специальными педагогами, соц. педагогами, педагогами-ассистентами при организации индивидуальных, групповых, подгрупповых занятий на основе оценки ООП и рекомендаций ПМПК. Пункт 4 этого же документа, гласит, что «Психолого-педагогическое сопровождение на уровнях дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего образования осуществляют педагоги и специалисты организации образования».
Исходя из вышеизложенного следует, что незрячий ребенок с ООП имеет право на сопровождение педагогом-ассистентом в детском саду. Однако, Постановление №77 «Об утверждении типовых штатов работников государственных организаций образования» от 30.01.2008г. не предусматривает единицу педагога–ассистента в дошкольных организациях.
Эффективность включения незрячих детей в общеобразовательный процесс определяется профессиональным уровнем педагогов в системе общего образования. Важная характеристика данного этапа развития инклюзивного образования – недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов психолого-педагогического сопровождения к реализации инклюзивной практики. Необходима квалифицированная профессиональная поддержка педагогов, включенных в инклюзивный процесс, в соответствии с их потребностями в поддержке (образовательной, психологической и т.д.) со стороны всех ресурсных организаций, оказывающих помощь в области развития образовательной инклюзии.
2) Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации безбарьерной среды, но прежде всего с проблемами социального свойства, которые включают в себя психологические барьеры и профессиональные стереотипы у педагогов, детей и их родителей в отношении инклюзии в образовании. Необходима системная просветительская и разъяснительная работа по продвижению ценностей инклюзивного образования через СМИ, социальные сети и др.
3) Так же следует обратить внимание на опыт частных детских центров, занимающихся развитием детей с ООП. В г.Алматы функционирует центр развития и абилитации незрячих детей «MaxKids». Здесь принимают детей с раннего возраста, от 2-х лет и старше. Этот опыт и практику можно применить и в специализированных детсадах, и в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Так как программа развития незрячих детей в этом центре включает в себя не только занятия с тифлопедагогом, но и занятия с нейропсихологом, адаптивную физкультуру, иппотерапию, музыкотерапию. Сотрудничество с такими центрами позволит улучшить качество и расширить спектр услуг, которые смогут оказывать государственные организации образования. 4)Следует разработать единую систему и программу дошкольного образования незрячих детей для государственных и частных организаций. Здесь важно, чтобы незрячие дети были выявлены с самого раннего возраста. Ранний возраст является наиболее благоприятным для адаптации и социализации ребенка в окружающем мире. Ведь успех взрослого незрячего – это его полноценное и гармоничное развитие в детстве. Поэтому здесь необходима слаженная и законодательно подкрепленная работа пяти основных ведомств: Образования, Здравоохранения, Спорта, Информации и Социальной защиты. 4) Необходимо рассмотреть вопрос развития системы раннего вмешательства для детей, имеющих нарушения в развитии или риск нарушения развития, в организациях здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Такой опыт в мире есть, и имеет хорошие результаты.
За последние 5 лет число детей с ограниченными возможностями возросло примерно на 10% и сегодня составляет 181,1 тыс. детей. Лидирующими нозологиями в ограничении развития является задержка в развитии и нарушение речи. А ведь в международной практике нет такого диагноза «Задержка в развитии». В нашей стране работа с детьми в среднем начинается с 2-3 лет, и то, если родители ребенка смогли увидеть отклонения и обратиться вовремя за помощью в государственные органы. По международным стандартам, ежегодно около 8-10% детей от рождения до 3 лет нуждаются в раннем вмешательстве. У нас в стране на 01.07.2023 года проживало 1,5 млн. детей от 0-3 лет, из них, если применять межд. стандарт 8-10%, примерно около 150 тыс. детей уже сейчас нуждаются в раннем вмешательстве. И не получив уже сейчас помощь, данные детки «завтра» пополнят списки детей с ограниченными возможностями, а потом перейдут в статус «дети с инвалидностью». И бюджет завтра будет выделять суммы на госпособия для них, на Центры обслуживания, на создание специальных образовательных условий и т.д. Если же эта работа будет начата сейчас, то мы сможем создать условия для успешной социализации таких детей и для развития их конкурентоспособности на рынке труда, снизив впоследствии затраты госбюджета.
С уважением,
Депутаты Фракции «Народной партии Казахстана»
К. Сейтжан
М. Магеррамов
Г. Танашева
И. Смирнова
И. Сункар