О повышении качества образования казахстанских педагогов

dep.jpg

Министру науки и высшего образования

Республики Казахстан

Нурбеку С.

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Как говорил Ахмет Байтурсынов: «Улучшение жизни народа следует начинать именно с обучения детей». Образованная нация – фундамент развития страны, а качественное образование – ключ к её успеху. Ведь именно молодёжь с высоким уровнем знаний способна совершать научные открытия, внедрять инновации и развивать существующие технологии.

В этом контексте фракция Народной партии Казахстана считает необходимым уделить особое внимание педагогическому сообществу, как неоднократно подчеркивал Глава государства. Так, на Республиканском съезде педагогов Президент РК Касым-Жомарт Токаев отметил: «Педагогика – одна из важнейших отраслей науки, а педагог – ключевая фигура в формировании нового качества нашей нации».

Однако на практике мы сталкиваемся с тревожной тенденцией снижения требований к будущим педагогам. Так, согласно опубликованному списку поступивших на образовательные гранты на 2024-2025 учебный год, минимальный балл по специальности «Педагогика и психология» составил всего 81 балл, а по направлению «Дошкольное обучение и воспитание» – 75 баллов. Для сравнения, в 2023–2024 учебном году минимальные баллы по этим же специальностям составляли 89 и 75 баллов соответственно.

При этом на такие востребованные направления, как «Юриспруденция», «Право», «Журналистика и репортёрское дело», минимальные баллы поступивших на грант в те же годы начинались от 115 баллов.

Мы убеждены, что обучаться на будущих педагогов должны в первую очередь те, кто искренне хочет учить и воспитывать детей, а не те, кто выбирает профессию по остаточному принципу – лишь бы получить грант.

Сегодня государство создает условия для будущих учителей. Чтобы обеспечить привлечение в профессию учителя лучших людей из общества и повысить качество образования, принять системные меры, включающие повышение статуса профессии, улучшение условий труда, непрерывную профессиональную поддержку. Студентам назначаются повышенные стипендии. Учителям достойная заработная плата. Мотивационная часть обеспечена. Поэтому крайне важно повысить и требования, так сказать, «на входе», обеспечить строгий отбор кандидатов.

В Финляндии только 10% из лучших выпускников школ могут стать абитуриентами педагогических вузов. Кандидаты оцениваются не только по академическим успехам, но и по личным качествам: эмпатии, коммуникабельности, стрессоустойчивости и т.д.

В Японии будущие педагоги проходят длительные стажировки в школах под руководством опытных наставников, что позволяет им адаптироваться к реальным условиям работы.

Таких примеров много.

В связи с этим фракция НПК предлагает установить единый минимальный проходной балл по всем предметам для поступающих на педагогические специальности по гранту. Это позволит привлечь действительно мотивированных самых сильных кандидатов.

Кроме того, для усиления мотивации мы предлагаем ввести механизм распределения лучших выпускников – тех, кто окончил обучение на «отлично» – с возможностью выбора места работы. Сегодня же выпускники, зачастую, вынуждены самостоятельно искать работу, сталкиваясь с требованиями по стажу и результатам аттестаций, что для начинающего специалиста становится серьёзным препятствием и снижает привлекательность профессии.

С уважением Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:

Смирнова И.

Магеррамов М.

Нуралин А.

Сейтжан К.

Сункар И.