О проблемах образования и грамотности в Казахстане

dep.jpg

Премьер-министру РК Смаилову А. А

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
                                    Уважаемый Алихан Асханович!

Международное исследование PISA, мониторинг качества общего образования, отвечает на вопрос «Обладает ли обучающие 15 летнего возраста знаниями и уменениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений». Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Программа осуществляется ОЭСР.

Все учащиеся – участники исследования в нашей стране обучились в школе по так называемой обновленке, транслируемой НИ Школами. В точном соответствии с реформами, продвигаемыми в последние годы.

Министерство просвещения, авторы реформ отметили, что по результатам исследования произошел рост по естественно-научной грамотности на 23 балла, на 2 балла по математической грамотности, отмечено снижение по читательской грамотности на 1 балл.

При, казалось бы, позитивных результатах, хочется, все же провести короткий анализ реальной ситуации. В исследовании 2022 года участвовала 81 страна. 8 стран из них участвовали впервые.

По всем направлениям Казахстан оказался ниже, чем средний балл по ОЭСР.

По математике Казахстан расположился на 46 месте из 81, а это 425 баллов.

«Около 2% учащихся в Казахстане показали наилучшие результаты по математике, то есть получили 5-й или 6-й уровень по результатам теста PISA по математике (средний показатель по странам ОЭСР: 9%). Шесть азиатских стран и экономик имели наибольшую долю студентов, которые сделали это: Сингапур (41%), Китайский Тайбэй (32%), Макао (Китай) (29%), Гонконг (Китай)* (27%), Япония (23%) и Корея (23%). На этих уровнях учащиеся могут математически моделировать сложные ситуации, а также выбирать, сравнивать и оценивать подходящие стратегии решения проблем для их решения.

Доля учащихся, неграмотных функционально по математике 48%. В ОЭСР таких учеников 31%.

Рядом с нами по математической грамотности расположилась Монголия, впервые участвующая в исследовании! Впереди по результатам, из стран, которые когда-то имели одинаковые или похожие системы образования с нашей страной, Украина, Вьетнам, Литва, Латвия, и далеко впереди Эстония, которая обогнала уже Финляндию. Она на 7 месте. А самое большое количество баллов набрал Сингапур. У него 574 балла. А это на 150 баллов больше, чем у наших учеников!

По читательской грамотности Казахстан на 61 месте из 81. Набрали 386 баллов.

Казахстан получил рекомендацию обратить пристальное внимание на данную позицию. Только 1% учащихся набрали по чтению уровень 5 и выше. Они могут понимать длинные тексты, иметь дело с абстрактными или противоречащими интуиции понятиями и устанавливать различия между мнениями и фактами. 36 % достигли уровня 2 и выше, при среднем показателе ОЭСР 74%. 64% признаются функционально неграмотными по чтению. На 1 месте по читательской грамотности тот же Сингапур с 543 баллами. Эстония с 511 баллами на 6 месте.

По естественно-научной грамотности наши учащиеся на 49 месте с 423 баллами. Эстония на 6 месте и все те же страны, что назывались ранее с понятной нам системой образования впереди.

При повышении общего балла на 23 позиции только 1% учащихся показали наилучшие результаты в области естественных наук. Они могут творчески и автономно применять свои знания о науке в самых разных ситуациях. В ОЭСР таких ребят 7%. 45% не достигли и 2 уровня и могут быть признаны функционально неграмотными по естественным наукам.

На пятки по всем направлениям нашим участникам исследования наступают монгольские ученики, напоминаю, впервые участвующие в проекте.

Таким образом, повторять парадное заявление Министерства просвещения о вхождении в топ-50 по итогам исследования PISA, как-то неудобно.

Теперь коротко о положении внутри страны, ведь исследование проводиться для учащихся всех регионов. Учащиеся Алматы демонстрируют лучшие результаты. У них 453 балла по математике, 423 балла по чтению и 458 баллов по естественным наукам. В это же время Туркестанская область показывает 389, 347 и 389 баллов соответственно, демонстрируя результаты ниже, чем алматинские ученики на 64 балла по математике, 76 по чтению, и 69 балла по естественным наукам. Вместе с тем 30-40 баллов приравниваются к году обучения. Т.е. учащиеся Туркестанской области отстают по качеству знаний на 1,5 – 2 года от своих алматинских ровесников.

Лучшие показатели, таким образом у 15- летних подростков Алматы, Астаны, Костанайской, Северо- Казахстанской, Восточно- Казахстанской областей, худшие у Кызыл- Ординской, Алматинской, Атырауской, Туркестанской и Шымкента.

Надо отметить, что ни по одному направлению и ни один регион страны не смогли пройти рубеж средних показателей ОЭСР.

Данные результаты вызывают у нас тревогу, озабоченность и сомнения в правильности реформ в школьном образовании. Об этом постоянно заявляет общественность страны.

Необходимо осмыслить происходящее, далекое от победных заявлений чиновников от образования и авторов реформы.

Народная партия Казахстана:

1) Считает необходимым и крайне срочным объективно изучить результаты исследования PISA и других исследований качества образования с целью оценки внедрения реформ в образовании и позитивности их продолжения.

Предлагаем создать независимую рабочую группу, для реальной оценки состояния образования.

2) В срочном порядке вывести Комитет по качеству в образовании из состава Министерства просвещения, для обеспечения независимого контроля в подчинение Премьер-Министра как минимум.

От фракции Народной партии Казахстана

Маггерамов М.М.

К. Сейтжан

И. Смирнова

И. Сункар

Г. Ташенова