Министру финансов
Республики Казахстан
Жамаубаеву Е.К..
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Ерулан Кенжебекович!
У субъектов малого бизнеса, (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц-резидентов Республики Казахстан), применяющих специальный налоговый режим вызывает очень много вопросов ограничения применения специального налогового режима по определенным видам деятельности, а также поразительная гибкость толкования норм Налогового Кодекса со стороны налоговых органов, которая позволяет перевести им налогоплательщика с режима упрощенной декларации на общеустановленный. А ведь это десятки миллионов тенге, если не больше, доначислений, которые ложатся бременем на плечи малого бизнеса и фактически уничтожают его.
Предприниматели, в частности, жалуются, что налоговые органы ближе к истечению трехлетнего срока приходят с проверками и делают доначисления единовременно за целых три года, в связи с тем, что предприниматели якобы некорректно применили специальный налоговый режим и должны были встать на учет по общеустановленному режиму.
Мы не говорим сейчас об ошибках, которые действительно мог допустить субъект малого бизнеса, его бухгалтерия, мы говорим о том, что подобные жалобы на налоговые органы приходят со всей страны и это приобретает массовый характер, как и недовольство предпринимателей. Необходимо бороться не со следствием, а с причиной.
В период пандемии малый бизнес пострадал очень сильно. ИП и небольшие ТОО испытывали сложности, многие приостановили свою деятельность.
Речь идет о статье 683 Налогового кодекса (Условия применения специального налогового режима).
Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики…. не осуществляющие следующие виды деятельности:
производство подакцизных товаров; хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута; проведение лотерей; недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство); сбор и прием стеклопосуды;
сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; консультационные и (или) маркетинговые услуги; деятельность в области права, юстиции и правосудия; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; аренда и эксплуатация торгового рынка; сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, 2 и 3 в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания; деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги; деятельность в рамках финансового лизинга.
Предлагается исключить любые ограничения по видам деятельности и оставить критерием невозможности применения специального налогового режима лишь предельный доход для субъектов малого бизнеса за налоговый период.
Также из подпункта 4 данной статьи предлагается исключить ограничения на применение специального налогового режима для субъектов малого бизнеса: 1) юридические лица, имеющие структурные подразделения; 2) структурные подразделения юридических лиц; 3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.
Основанием для исключения этих ограничений считаем низкую эффективность и вред для предпринимательской деятельности, а также коррупционные риски.
По многим видам деятельности у предпринимателей отсутствуют крупные затраты при оказании данного вида услуг, соответственно платеж ИПН/КПН осуществляется в полном объеме. В этой связи данная норма не способствует, а только препятствует развитию субъектов малого предпринимательства.
Как правило, этими видами деятельности занимаются либо физические лица посредством регистрации ИП, а также ТОО с небольшой численностью сотрудников.
Подобное налоговое администрирование усложняется необходимостью подачи отчетности, которая предполагается в общеустановленном налоговом режиме. В отличие от общеустановленного режима, компании, выбравшие упрощенный режим декларации сдают налоговую отчетность формы 910 2 раза в год до 15 августа и до 15 февраля. При общеустановленном же режиме необходимо подавать налоговую декларацию формы 200, не позднее 15 числа следующего месяца за отчетным, а также годовой отчет формы 100 предоставлять до 31 марта следующего года за отчетным.
Все это создает излишние проблемы и трудности при осуществлении данных видов деятельности и тормозит развитие МСБ.
Применение упрощенного режима позволит снизить затраты на содержание бухгалтерии, бухгалтерского учета, дополнительных отчетностей и позволит субъектам малого предпринимательства не уходить в тень от налогов, а уплачивать 3% с общего оборота. Также снизится и нагрузка на налоговые органы, которым не придется заниматься администрированием и мониторингом таких предпринимателей в том объеме как это делается сейчас.
О результатах рассмотрения депутатского запроса в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим предоставить письменный ответ в установленный законом срок.