О проблемах реализации образовательных грантов по сельской квоте

dep.jpg

Министру науки и высшего образования

Республики Казахстан

Нурбеку С.

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
                                   Уважаемый Саясат Нурбек!

На заседании Национального совета по науке и технологиям Касым-Жомарт Токаев отметил, что одним из механизмов реализации задачи по снижению стихийных бедствий является наука. Со слов Главы государства: «Во время нынешних паводков мы особенно остро ощутили нехватку квалифицированных специалистов и ученых в стране. Мы утратили прежний научный потенциал и инфраструктуры».

Совсем недавно получены официальные данные, согласно которым от паводков пострадало порядка 70 населенных пунктов, подавляющее большинство из которых сельская местность. Считаем, что поставленные Главой государства задачи могут быть решены посредством выделения общеобразовательных грантов по сельской квоте. Ведь сельская квота — это специально выделенный для выпускников сельских школ грант по особенно востребованным в сельской местности специальностям.

Нами были запрошены официальные данные у Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан относительно государственных заказов по сельской квоте, о количестве освоенных бюджетных средств и числа студентов, отрабатывающих свои гранты в сельской местности.

Согласно представленным Министерством данным за 2021-2023 годы, в рамках сельской квоты завершили обучение 7771 человек, из них 2606 человек трудятся в сельской местности, а 3601 человек были освобождены от выполнения обязательств в соответствии с условиями, установленными Законом «Об образовании». Из 1564 человек, имеющих задолженность перед государством, решения судов вынесены в отношении лишь 36 человек.

Полученные данные свидетельствуют о недобросовестном отношении компетентного органа к бюджетным средствам. Исходя из представленных данных, учитывая, что 1528 человек имеет задолженность перед государством, общая сумма задолженности только за три года предположительно может составлять сумму свыше 3 миллиардов тенге с учетом минимальных затрат на обучение одного лица.

Чем же обусловлено затягивание процесса взыскания задолженности у указанных лиц?

Вместе с тем, компетентный орган, представил статистические данные только по тем лицам, которые получили гранты по сельской квоте и завершили свое обучение. А как быть с лицами, получившими гранты по сельской квоте и не завершивших свое обучение? Сколько таких граждан и какова сумма их задолженности перед государством?

Вопреки запросу депутата, компетентные органы не представили сведения о текущей задолженности по отработке грантов по сельской квоте.

Надлежащее взыскание суммы задолженности у указанных лиц привело бы к выделению дополнительных средств на восстановление устаревших лабораторий университетов и исследовательских центров, на создание инженерных школ на базе региональных ВУЗов, а также на развитие региональных ВУЗов. Самое главное, денежные средства можно было бы выделить для привлечения квалифицированных зарубежных специалистов и ученых, а также для обмена опытом наших ученых в передовых зарубежных исследовательских центрах.

Второй вопрос относительно не освоению выделенных средств.

В 2021 году 16%, в 2022 году 35%, в 2023 году 26% грантов по сельской квоте для граждан, предназначенных для обучения по образовательным программам, способствующим социально-экономическому развитию села, остались неосвоенными. В 2021 году 32%, в 2022 году 27%, в 2023 году 23% абитуриентов не набрали пороговый балл или выбрали специальности, не входящие в сельскую квоту. Из этого следует, что абитуриенты не выбирают специальности, выделенные для грантов по сельской квоте. Однако, общественная значимость этих профессий и их востребованность в сельской местности – неизменно растет.

Так, какие меры предпринимает уполномоченный орган для привлечения и стимулирования абитуриентов к поступлению на образовательные программы, способствующие социально-экономическому развитию села?

Вместе с тем, как отметил Глава государства стремительно растет потребность в кадрах «зеленой» энергетики, изменения климата, сбережения водных ресурсов. В виду чего, мы считаем необходимым расширить перечень образовательных программ по сельской квоте, включив в него гранты по инженерно-техническим специальностям, метеорологии и статистике. На наш взгляд, такие действия помогли бы выстроить взаимодействие государства и науки, чтобы принимать превентивные меры для борьбы с катаклизмами.

На основании вышеизложенного в соответствии со статьей 27 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» ответ на депутатский запрос просим дать письменно в установленные законодательством сроки.

С уважением Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:

Сункар И.

Магеррамов М.

Сейтжан К.

Смирнова И.

Танашева Г.