О проблемах школьного и вузовского образования

dep.jpg

Заместителю премьер-министра

министру труда и социальной защиты населения

Дуйсеновой Т. Б

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

                                    Уважаемая Тамара Босымбековна!

На Национальном курултае в Туркестане глава государства Касым- Жомарт Кемелевич Токаев отметил, что «новая идентичность нации формируется через развитие сферы образования, науки и культуры». Качественное образование – это основа развития страны. Хочу остановиться на трех основных вопросах сферы образования, связанных с показателями развития общества.

  1. Доступное образование. Речь идет о получении среднего и высшего образования детьми из социально-уязвимых слоев населения, в частности – из многодетных семей, неполных семей, а также семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.

Возьмем, к примеру, КНР. Эта страна является примером успешной борьбы с бедностью и нищетой. Там внедрили целевую программу, направленную на искоренение бедности и защиту прав человека. В этой программе основное внимание уделяется тому, как искоренить бедность с помощью доступного образования. В частности, освобождая студентов средних профессиональных учебных заведений и высших учебных заведений от платы за обучение, выплачивая им субсидии на бытовые расходы, гарантируя им право на образование, принимая новых студентов из бедных районов. За короткое время увеличилось количество сельских школьников, поступивших в ведущие вузы из бедных регионов.

Почему бы не принять и не осуществить такие меры в нашей стране. По данным Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, количество образовательных грантов увеличивается с каждым годом. Гранты предоставляются по результатам Единого национального тестирования (ЕНТ). Также, при распределении образовательных грантов, предусмотрена квота для социально-уязвимых категорий граждан. То есть у претендентов, воспитывающих детей из многодетных или неполных семей, а также детей с особыми потребностями, больше шансов на получение грантов.

Но, к сожалению, из 73 061 государственного гранта, выделенного на 2022-2023 учебный год, 15 029 грантов остались неосвоенными. Из них 2 865 грантов выдано детям из многодетных семей, 1 253 гранта – детям из неполных семей. Неиспользованные гранты являются низким показателем результатов ЕНТ.

Нельзя винить учащихся за низкое качество образования. Мы не должны лишать детей права на дальнейшее среднее или высшее образование. Необходимо предусмотреть способ распределения этих грантов между социально-уязвимыми слоями населения, получившими низкие баллы по ЕНТ, но имеющими мотивацию к обучению и получению высшего образования. По крайней мере, если один ребенок в многодетной семье поступит в вуз, получит хорошее образование и в будущем устроится на высокооплачиваемую работу, он потом поможет братьям и сестрам. Семья твердо встанет на ноги, и звание «социально-незащищенных» для многодетных семей было бы упразднено.

  1. Проблема продления учебного года. Решение о продлении учебного года до 31 мая не было поддержано общественностью, и многие родители и учителя выступили с просьбой завершить учебный год 25 мая. Стоит отметить, что на последние две недели учебная программа не предусмотрена. Родителей беспокоит то, что дети и учителя устают от такого бесполезного времяпровождения. Все это может негативно сказаться на здоровье и психике детей. Организуются петиции, опросы, поступают письма от родителей – это признак того, что в следующем учебном году необходимо более тщательно рассмотреть этот вопрос.

  2. Проблема участия учителей в выборах. В 2022-2023 годах в стране прошли 3 крупные электоральные кампании: референдум, президентские выборы и парламентские выборы. Наши учителя участвовали во всех этих выборах и посвятили свое время подготовке, проведению выборов и подсчету результатов. В Трудовом кодексе Казахстана, а также в законах «Об образовании» и «О статусе педагога», говорится, что учителя не должны заниматься работой, не связанной с профессиональной деятельностью. В дальнейшем, если мы хотим сохранить уважение и почет к профессии учителя, и не снижать ее статус, мы должны поднять вопрос о невовлечении учителей в выборы. Основная цель и задача педагогов – дать образование нашим детям.

Исходя из предвыборной программы Народной партии Казахстана, на основании вышеизложенного, мы предлагаем:

  1. Упростить прием в высшие учебные заведения детей из социально-уязвимых слоев населения, (в частности из многодетных семей, неполных семей, а также из семей, воспитывающей детей с особыми потребностями), путем снижения требований к получению высоких баллов ЕНТ.

  2. Увеличить квоты для выпускников школ из данной категории населения.

  3. Обеспечить перераспределение неиспользованных грантов между абитуриентами, представителями этих категорий, в 2023-2024 учебном году.

  4. Рассмотреть вопрос сокращения продолжительности учебного года до 25 мая.

  5. Ограничить участие учителей в выборах. Не размещать избирательные участки в зданиях школ и не включать учителей в состав избирательных комиссий.

Просим предоставить ответ в письменном виде в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

Депутаты фракции «Народная партия Казахстана»:

Г. Танашева

М. Магеррамов

И. Смирнова

К. Сейтжан

И. Сункар

Оглашен 21.06.2023