Заместителю Премьер-Министра
Республики Казахстан
Дуйсеновой Т.Б.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемая Тамара Босымбеккызы!
Сферы культуры и искусства являются важными как в жизни каждого отдельного человека, так и в жизни общества, государства в целом. К сожалению, мы до сих пор недооцениваем тот вклад, который работники культуры и искусства вносят в воспитание «культурного и образованного человека и общества».
Важность концепций культуры и искусства закреплена также в некоторых положениях Всемирной Декларации Прав Человека (далее - “ВДПЧ”) и в международных правовых документах. ВДПЧ предусматривает право человека на свободу мысли, убеждений, и на свободу их реализации, которое подразумевает, что человеку должно быть предоставлено право выражать свои мысли и идеи любым способом, не противоречащим закону. Это подразумевает в том числе право заниматься изобразительным искусством, писательством, фотографией, музыкой, кинематографом, танцами и т.д.
ВДПЧ предусматривает, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является. Эти права закреплены и в других международных документах в сфере прав человека.
Республика Казахстан признает важность указанных прав и свобод. Так, основной закон страны - Конституция - в статье 20 защищает и гарантирует свободу слова и творчества. В Республике Казахстан также действует специальный Закон «О культуре», который регулирует многие острые вопросы в этой сфере. Это безусловно хорошая тенденция, однако в обществе до сих пор существуют неразрешенные проблемы, которые негативно остро влияют на деятельность представителей культуры и искусства, особенно в части оплаты труда.
На данный момент на благо культуры страны трудится около 600 000 казахстанцев. По поручению Президента Республики Казахстан, в 2022 году заработная плата работников культуры и архивного дела увеличилась на 23%. С начала 2023 года зарплата работников отрасли выросла еще на 22%. Это однозначно положительная, обусловленная временем тенденция.
Вопрос заработной платы работников культуры зачастую напрямую связан с необходимостью учета количества отработанных часов – это подразумевается спецификой профессии. Трудовым законодательством Казахстана установлена нормальная продолжительность рабочей недели 40 часов. В отличие от работы в офисе, когда продолжительность рабочего дня (недели), а также переработки достаточно легко посчитать, в сфере творчества работа довольно специфичная и зачастую усложняет ведение учета рабочего времени. Эти особенности творческого направления деятельности никак не отражены ни в Трудовом Кодексе, ни в Законе о культуре.
Из разных регионов мы получаем жалобы от работников культуры и искусства о том, что учет их рабочего времени ведется по общим стандартам, тогда как в их работе очень много особенностей и нюансов. Зачастую из-за недостатка квалифицированных кадров одни и те же специалисты необходимы в разных трудовых коллективах (филармонии, оркестры, труппы, актерские составы и т.д.). Руководство местных органов культуры не предоставляет возможность оформляться на несколько ставок, вводит ограничения. Однако, с учетом специфики работы, указанные специалисты могут работать на полную ставку сразу в нескольких коллективах. Это скажется на материальном положении работников культуры и искусства, а также усилит региональные коллективы.
Более того, есть предложения ввести практику заключения работниками культуры и искусства гражданско-правовых договоров, условно ограничив их количество, например, в размере 25% от состава (филармонии, оркестры, труппы, актерского состава и т.д.).
Также можно выделить проблему в области режима рабочего времени. Законодательством Казахстана предусмотрено рабочее время нормальной продолжительности, а также сокращенное и неполное рабочее время. Данные виды рабочего времени не отвечают требованиям работников сферы культуры. Мы полагаем, что это положение является недостаточным, и законодатель должен обратить особое внимание на регулирование режима рабочего времени работников культуры для обеспечения защиты их трудовых прав.
Так, в некоторых странах существует практика введения ненормированного рабочего времени для отдельных категорий сотрудников, включая работников культуры и искусства. Такой режим работы позволяет работникам выполнять свои трудовые функции в разное время дня (например, репетиции утром и выступления вечером), а также подстраивать свой график под другие специфики профессии. Ненормированное рабочее время также предусматривает возможность взять дополнительный отпуск.
Одновременно с установлением продолжительности рабочего времени творческим работникам, в частности артистам музыкальных и танцевальных коллективов, театров, устанавливаются нормы выступлений, а художественному персоналу — нормы постановок. Например, по Нормам выступлений артистов в спектаклях и норм постановок художественного персонала театров, утвержденным Приказом еще Минкультуры СССР, артисты кукольных театров могут проводить не свыше трех спектаклей в день продолжительностью до 1 час 15 минут. Равномерную загрузку артистов и художественного персонала в пределах нормы должна обеспечивать администрация учреждения. В трудовом законодательстве Казахстана данные нормы также не находят отражение.
Так получается, что Трудовой Кодекс не регулирует режим работы творческих деятелей, и оставляет это за локальными актами работодателя. Работодатель в свою очередь не всегда регламентирует режим работы сотрудников. Складывается ситуация, при которой проблема остается не урегулированной. Мы считаем, что Правительство должно обратить особое внимание на эту проблему, и более подробно прописать условия режима работы творческих деятелей.
С учетом изложенного, просим предоставить позицию Правительства по решению указанных проблем, а также возможности принятия следующих мер по содействию решению проблемы учета рабочего времени работников культуры и искусства:
Введение положений в Трудовой Кодекс Республики Казахстан, подробно регулирующих возможные варианты режима работы работников культуры и искусства путем дополнения раздела «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» с учетом положений, регламентирующих нормы продолжительности постановок и выступлений, а также возможности одновременно работать на полных ставках в разных коллективах.
Снятие внутренними актами работодателей ограничений в организациях культуры и искусства на работу на нескольких ставках одновременно с возможностью частично заключения гражданско-правовых договоров на вторых и третьих местах работы.
О результатах рассмотрения депутатского запроса в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим предоставить письменный ответ в установленный законом срок.
«Народная партия Казахстана»:
Сейтжан К.
Магеррамов М.
Смирнова И.
Сункар И.
Танашева Г.