Министру экологии и
природных ресурсов
Сулейменовой З.Б.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемая Зульфия Булатовна!
Согласно исследованию Всемирного Банка, в среднем в мире образуется 0,74 кг ТБО в сутки (от 0,11 до 4,54кг). Казахстан придерживается среднего уровня мирового образования отходов. Так, в 2021 году в среднем на каждого жителя страны приходилось 670 грамм ТБО в сутки. Можно констатировать, что, когда объем годового образования отходов в 2013 году превысил отметку 5 млн. тонн, в Казахстане появился экономический интерес в обороте вторичного сырья.
В 2014 году Правительством Казахстана была принята Программа модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами на 2014 - 2050 годы, согласно которой в каждом регионе планировалось построить мусороперерабатывающие заводы. Но было построено всего 2, которые вскоре обанкротились без поддержки государства из-за нерентабельности. Тарифы на вывоз мусора, не покрывали всех расходов сортировочных и перерабатывающих линий заводов.
Вопросом занялся частный бизнес. Так возникли предприятия в городах Темиртау, Караганда, Костанай и т.д. по раздельному сбору отходов, а в дальнейшем и по переработке – шин, пластика, картона, стеклобоя. Но этого мало.
К 2018 году ТОО «Оператор РОП» инициировал программу по строительству мусоросжигающих заводов (далее - МСЗ). Данная программа была поддержана государством, не смотря на очевидную дороговизну проекта и возражения независимых экологов и общественности. Но это не решит проблемы – собирать вторсырье по малым городам, а тем более по сёлам банально экономически не выгодно. Зола с таких заводов относится к опасному отходу, соответственно, и захоранивать ее надо будет опять же на полигонах для опасных отходов.
Внедрение раздельного сбора ТБО, в частности пищевых - «мокрых» отходов могло бы вполовину снизить нагрузку, как на полигоны, так и на бюджет. Согласно Экологическому кодексу, ТБО не должно попадать на полигон без предварительной сортировки, соответственно, в тариф на вывоз ТБО должен был быть включен и тариф на сортировку, а также проведена работа по внедрению раздельного сбора. Реализация этих мероприятий значительно увеличила бы переработку вторичного сырья, снизила экологическую и экономическую нагрузку на полигоны и предоставила бы дополнительные рабочие места в каждом населенном пункте.
Раздельный сбор дает возможность бизнесу получать качественное вторичное сырье для переработки. На фоне пандемии увеличился объем отходов упаковки, однако военный конфликт между Россией и Украиной и частичный запрет РФ экспорта некоторых товаров может внести коррективы и значительно повысить спрос на вторичное сырье, например, оборотную бутылку, отходы картона, ПЭТ и т.п.
Развитию системы управления отходами, как правило, препятствует ряд барьеров, которые можно разделить на три большие группы:
Финансово-экономические барьеры. Это проблемы установления и регулирования тарифов и других платежей, связанных с отходами, а также отсутствие реальных экономических стимулов к развитию переработки. В настоящее время за услуги сбора, вывоза и захоронения коммунальных отходов население оплачивает от 100 тенге до 260 тенге ежемесячно. Тариф, недостаточен для создания инфраструктуры в целях поддержания и обновления системы управления отходами, а также не привлекателен инвесторам и частным предпринимателям.
Административные барьеры препятствуют входу новых участников на рынок, так как делают функционирование отрасли недостаточно прозрачным.
Информационно-культурные барьеры выражаются в недостаточном осознании населением значимости качественного обращения с отходами. Необходимо сформировать принципиально иную культуру отношения к отходам, выработать новые нормы и правила поведения. Внедрение рациональной системы управления отходами в городах и населенных пунктов невозможно без проведения широких кампаний по осведомлению общественности.
Чтобы решить проблему образования нелегальных свалок, а также мусорных полигонов вблизи крупных городов, мы предлагаем:
1) Усовершенствовать прозрачность системы сбора отходов и разработать законодательную базу по раздельному сбору отходов;
2) Пересмотреть тарификацию за вывоз ТБО, с включением дифференциации за разделение отходов;
3) Реализовать в городах программы по созданию стимулов для бизнеса и населения к раздельному сбору мусора;
4) Заняться внедрением новой культуры рачительного отношения к потреблению и образованию отходов;
Депутаты фракции «Народная партия Казахстана»:
К. Сейтжан
М. Магеррамов
И. Смирнова
И. Сункар
Г. Танашева
Оглашен 27.06.2023