Премьер-министру
Республики Казахстан
Смаилову А. А.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Алихан Асханович!
Что ожидаешь, когда приезжаешь в регион через некоторое время после обращения Главы государства к народу? В Послании говорилось о том, что после фундаментальных изменений в политической сфере и институциональных преобразованиий в управлении на местах, пришло время экономических достижений в интересах народа, в интересах страны. Поэтому ты ожидаешь увидеть кипучую продуктивную деятельность государственных органов, совместно с бизнесом и гражданским обществом. Или, хотя бы, вовлеченность и небезразличие чиновников к тому, что происходит на вверенном им участке. Однако, к сожалению, эти ожидания не оправдываются – все у нас идет, как раньше. Акиматы и другие госорганы живут в своем уютном мирке, а народ остается один на один со своими проблемами.
На прошлой неделе фракция депутатов Народной Казахстана партии выезжала в Павлодарскую область для знакомства с новой парадигмой экономического развития региона. В ходе этой поездки, свыше 500 граждан, индивидуально и в коллективах, обратились к депутатам НПК за советом и поддержкой.
Расскажу только о некоторых проблемах региона. Итак:
ИП «Казфлот» перевозит груз по внутренним водным путям Иртышского бассейна Казахстана и России. Грузооборот товара в 2022 году составил 92 млн. тонн за навигацию. В арсенале 17 барж, 7 кораблей, имеется плавучий кран. Господдержка у ИП отсутствует, субсидий нет, как нет и программ финансирования. Предприниматель, по мере сил, старается разобраться с проблемами сам, но есть вопросы, которые он просто физические не сможет решить индивидуально. Для загрузки нужно профессиональное устройство причала. Необходимо решение вопросов по логистике «Китай–Казахстан–Россия». Кроме того, для успешного судоходства следует системно чистить дно Иртыша от ила. Акимат и профильные министерства бездействуют!
Завод по производству прокаленного нефтяного кокса ТОО «УПНК-ПВ». ТОО работает в рамках свободной экономической зоны (СЭЗ), на нем трудится 430 человек. Сейчас предприятие не может поставить на регистрацию локомобиль и организовать примыкание железнодорожных путей к путям общего пользования. Несмотря на многочисленные обращения, не решаются проблемы по коммунальной инфраструктуре.
Бизнесмены-аграрии не могут получить кредиты для развития своих хозяйств: имеются трудности с организацией лизинга сельхозтехники, строительством орошаемых систем и тд. Одна из главных просьб сельхозтоваропроизводителей – организовать специализированный Агробанк, для финансирования предприятий аграрного сектора. Бизнесмены готовы развивать аграрную отрасль и науку. Да, вы не ослышались – науку! Которую, из-за бездействия государства, предприниматели согласны даже развивать сами, чтобы не зависеть от зарубежных поставок посадочного материала.
Нисколько не удивило обращение бизнесмена, рискнувшего работать в рамках ГЧП, на обеспечении питанием пациентов в 10 больницах Павлодара. Сегодня он считает эту затею не самой удачной. Отремонтировав «убитые» пищеблоки и доведя их до мировых технологических стандартов, собрав коллективы редких специалистов по приготовлению диетических блюд, предприниматель месяцами не получает выплат, положенных от больниц. Те, в свою очередь ссылаются на отсутствие финансирования из Фонда обязательно медицинского страхования, но бизнесмену от этого не легче. Кроме того, сумма выплат на одного пациента составляет 1000 тенге в день. Вы не ослышались – 1000 тенге в день за пятиразовое диетическое питание! Сумма выплат не повышалась с 2019 года, в отличие от цен. При этом предприниматель вынужден платить аренду, оплачивать коммунальные услуги, платить зарплату, приобретать и ремонтировать оборудование. Ни о какой прибыли речи уже не идет, наоборот, бизнесмен вынужден брать кредиты. Теперь ему предлагают уйти, оставив все оборудование в больницах. Вот такое у нас государственно-частное партнерство!
Другой пример. Три трехэтажных дома. г. Павлодар, ул. Центральная 2, 6, 9 внезапно пришли в негодность. Дома начали разрушаться, Департамент по чрезвычайным ситуациям объявил ЧС местного масштаба. В домах живут собственники, наши граждане, налогоплательщики. Кто-то полгода назад приобрел квартиру в ипотеку, кто–то получил в наследство, кто-то сделал хороший ремонт и купил новую мебель, у кого-то родились дети… Вместо того, чтобы соблюсти все положенные по закону процедуры, акимат предложил людям срочно заключить договор с риэлтором и переезжать в арендное жилье. Более того, жильцов припугнули, что если в жилых домах останется хотя бы один проживающий, то акимат снимет режим ЧС и решать проблему с аварийным состоянием зданий жителям придется самостоятельно. Все это было проделано без письменных разъяснений и указаний. Жители были вынуждены нанять адвоката и вступить с акиматом в противодействие. Что помешало местным исполнительным органам действовать по закону, где черным по белому написано, что в подобных случаях гражданам должна быть выплачена стоимость их квартир или выделено другое жилье? Ведь в таком случае вопрос решается в интересах всех сторон и без юридических баталий.
Который год пытается добиться медицинской помощи житель Павлодара, имеющий редкое онкологическое заболевание. У нас в стране пройти необходимое лечение невозможно. Но с этим никто не разбирается, также как и с процедурой оформления возможного оказания помощи пациенту за рубежом. Хотя все возможности для этого в рамках закона у нас имеются. Из года в год онкобольной вынужден проходить один и тот же ад по выбиванию средств.
Резюмируя, можно сказать, что в регионах и на местах «Справедливый Казахстан» и «Слышащее государство» остаются только декларацией, точнее даже декорацией, прикрывающей прежнее неблагополучное содержимое. Акиматы так и не стали открытыми и доступными для граждан, чиновники живут параллельной иллюзорной жизнью, игнорируя проблемы региона.
Что Народная партия Казахстана предлагает Правительству?
1) Провести проверку на эффективность трат государственного бюджета в регионах. Смена нестарых бордюров на новые, замена нового асфальта на новейший в центре любого города, при отсутствии дорожного покрытия на окраинах должно стать предметом отдельного разбирательства!
2) Рассмотреть необходимость содержания акиматов за государственный счет. Сейчас здания акиматов используются абсолютно нерационально, для каждого чиновника выделяются непропорционально огромные кабинеты. Не лучше ли передать такие акиматы под объекты образования, которых в регионах всегда катастрофически не хватает?
3)Создать в регионах специальные штабы по выявлению и решению проблем бизнес-структур. Сейчас эти проблемы не решаются годами, давно приобрели хронически характер и все чаще вытекают в противостояние «акимат – предприниматель»,
4) Сократить раздутые бюджеты министерств. Только у Министерства Просвещения имеется 15 «дочек» и «внучек», фактически монополистов. Не лучше ли отправить эту сферу в конкурентную среду? Может быть, хотя бы тогда у нас начнет расти качество образования.
Сейчас в Казахстан осталось только два региона-донора. Несомненно, жить на государственные дотации удобнее и приятнее! Но ведь за потраченные средства необходимо нести ответственность!
Осмельтесь наконец-то брать налоги с доходов банков! Это не так страшно, как кажется! Пробуйте – и это получиться
А может быть Правительству просто следует пересмотреть кадровую политику и бесконечную «скамейку запасных» заменить настоящими «игроками» из разных структур: партий, бизнеса, общества? У нас есть достойные кандидатуры!
С уважением, Депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, члены фракции «Народная партия Казахстана»
Г. Танашева
М. Магеррамов
И. Смирнова
К. Сейтжан
И. Сункар