Депутат от Народной партии Казахстана, Уполномоченный по правам социально уязвимых слоев населения при Президенте РК Кенжегул Сейтжан продолжает мониторинг отделений банков на предмет доступности их услуг для лиц с инвалидностью.
Пару лет назад Кенжегул Сейтжан подал в суд на несколько банков, за нарушение ими прав граждан с особыми потребностями.
– Банки обязались создать все необходимые условия для обслуживания ЛСИ, – отметил мажилисмен. – Я пришел проверить, выполнили они свои обещания или нет.
Мониторинг показал, что на 80% обещания выполнены. То есть ЛСИ получили возможность посетить отделения банка, попасть внутрь и воспользоваться банкоматом для получения наличных. Нерешенным остался ряд моментов при обслуживании банковских карт. Сейтжан надеется, что и эта проблема будет устранена.
– Доступность среды – это не только пандусы и тактильные дорожки, это еще и доступность услуг организаций и учреждений, – отмечает мажилисмен. – Используя современные технологии можно обеспечить все, что необходимо, чтобы лица с инвалидностью не испытывали дискомфорта.
Ранее Кенжегул Сейтжан поднял эту проблему в своем депутатском запросе, направленном в Правительство. Он подчеркнул, что многие отделения казахстанских банков, при оказании финансовых услуг, дискриминируют клиентов с особыми потребностями. Придя в банк, ЛСИ сталкиваются с многочисленными непреодолимыми барьерами. В зданиях часто нет пандусов и подъемников, а окна касс расположены слишком высоко, для человека на коляске. Мобильные приложения и банкоматы не оборудованы технологиями для использования их незрячими и слабовидящими людьми, а банковские карты – тактильными идентификационными метками, выполненными шрифтом Брайля. Персонал банков не владеет навыками обслуживания клиентов с инвалидностью, например, там нет сотрудников, владеющих языком жестов или специалистов для обеспечения сурдоперевода.
Тогда депутат от НПК предложил ряд мер для надлежащего обеспечения лиц с инвалидностью банковскими услугами. В частности, утвердить на законодательном уровне специальные Стандарты по оказанию финансовых услуг для ЛСИ, ввести новые критерии для оценки платежеспособности ЛСИ и наладить систему их кредитования, а также обязать банки реализовать сервис «вторая рука», деятельность которого направлена на защиту уязвимых категорий граждан от действий мошенников.