Премьер-Министру
Республики Казахстан
Бектенову О.А.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Олжас Абаевич!
Санаторно-курортное лечение крайне важно для лиц с инвалидностью, это, бесспорно. Государство взяло на себя обязанность по оплате данной услуги для ЛСИ, при приобретении путевки через портал социальных услуг. Однако, к сожалению, как показывает практика, существующая система, не приносит должной пользы и оздоровления людям с особыми потребностями, а сводится к растрате немалых бюджетных средств.
Ранее ООИ «Шарасыздар» («Подранки») под руководством Галии Тобатаевой, провело анализ работы по оказанию санаторно-курортных услуг учреждениями близ г. Алматы. (См. Приложение 1.) Результат оказался неутешительным – был выявлен целый ряд хронических, системных проблем, устранять которые, компетентные ведомства почему-то не спешат. Озвучим самые «больные» из них.
1) Курс санаторно-курортного лечения, согласно нормативно-правовым документам, включает в себя длинный перечень услуг от бальнеологических процедур до цигун-массажа, и магнитолазерной терапии. Практически ни в одном из санаториев, зарегистрированных на портале, вышеуказанные медуслуги в полном объеме не оказываются. Отсутствует, как необходимое оборудование, так и соответствующие специалисты. В ряде случаев работники учреждений сокращают количество и время процедур. Предъявлять претензии по этому поводу тоже сложно по причине отсутствия, как регламентирующих и стандартизирующих НПА, так и реальной системы контроля за оказываемыми услугами. Пользуясь этим, учреждения экономят на пациентах, получая полную стоимость не оказанных услуг. А ЛСИ – недополучает услуги, предусмотренные курсом лечения и профинансированные бюджетом.
2) Для многих ЛСИ проблематично не только получить положенное лечение, но и вообще попасть в здание санаторной организации. Вопреки требованиям Министерства труда и социальной защиты населения РК и строительным нормативам, многие корпуса лечебных учреждений, построенные еще в прошлом веке, не имеют пандусов, тактильных дорожек, подъемников и других приспособлений, необходимых для обеспечения доступной и безбарьерной среды, особенно для маломобильных граждан. При этом поставщики, не имеющие данной инфраструктуры, зарегистрированы на портале соцуслуг и допущены к оказанию услуг для ЛСИ. Объясняется это просто – вопрос наличия безбарьерной среды практически никто не гарантирует, не контролирует и не проверяет, в том числе Комиссия по вопросам портала социальных услуг, которая, по идее, должна этим заниматься. Поставщику достаточно заявить, что его санаторий имеет доступность ЛСИ (даже без расшифровки, фото и видео приспособлений). Чиновники верят ему на слово, регистрируют его, а потом – перечисляют деньги. При этом уполномоченный орган не несет ответственности за точность и правильность информации, предоставляемой поставщиком.
3) Санаторно-курортное лечение включает в себя занятия в тренажерном зале, которые абсолютно не регламентированы. Не указываются ни перечень оборудования для реабилитации, ни уровень образования специалиста ЛФК, ни доступность тренажерного зала и т.д. Ряд услуг, таких, как светолечение, в классификаторе услуг, как элемент физиолечения, вообще не закреплён. Но даже те, что закреплены – по факту не оказываются. При этом поставщики, не имеющие условий для оказания медуслуг, почему что одобрены Комиссией и зарегистрированы на портале.
4) Учитывая неоказание медуслуг и недоступность санаторных помещений, всё санаторно-курортное лечение ЛСИ можно свести к диетическому питанию, однако и тут есть вопросы. НПА предусмотрено пятиразовое питание с калорийностью согласно нормам и формированием диетических столов. Однако, согласно разъяснениям Министерства здравоохранения РК нормы питания в санаториях опираются на постановление Правительства РК за № 128 «Об утверждении натуральных норм на питание и минимальных норм оснащения мягким инвентарем государственных организаций здравоохранения», принятых более 20 лет назад. Вообще-то, большая часть наших оздоровительных учреждений являются частными. К слову сказать, тарифы возмещения едины по всем регионам, без учета разницы цен на продукты, коммунальные услуги пр.
5) Теоретически, обеспечение санаторно-курортного лечения ЛСИ зависит от диагноза и должно отражать рекомендации лечащего врача. Фактически, лечащий врач не может знать об оснащении санатория, его направлении, где будет лечиться его пациент. Да и сам получатель услуги – тоже. Лицам с инвалидностью предоставлена возможность самостоятельного выбора на Портале социальных услуг санаторно-курортной организации и времени года для получения курса лечения, но вопрос из чего выбирать? Пациент вынужден делать выбор оздоровительного учреждения не по показаниям врача, а по наличию поставщика на портале и предоставляемому им спектру услуг. И в итоге получает «кота в мешке», как мы уже отмечали в пункте 1.
6) Санаторно-курортное лечение подразумевает как минимум нахождение санатория в курортных климатических условиях. У нас с этим все грустно. Чёткого статуса данные организации не имеют и, в итоге санаторно-курортные услуги в Казахстане оказывают все, кому не лень: пансионаты, здравницы, дома отдыха, центры реабилитации и другие не всегда приспособленные под эту деятельность, оздоровительные учреждения. Не все из них могут обеспечить диетическое питание, медицинские процедуры, бассейн, гидро и физиолечение и т.д. Зато все они зарегистрированы на портале и исправно получают оплату за свою деятельность.
7) Классификатор услуг, разработанный профильным министерством, так называемый аналог технической спецификации, не детализирован. Не предусмотрена доступность комнат для ЛСИ, сервис на уровне наличия ТВ, холодильников и иных бытовых условий содержания. Это развязывает руки недобросовестным бизнесменам, позволяя выдавать за санатории помещения, с условиями общежитий коридорного типа: с проживанием шести пациентов в одной комнате и общим санузлом вне номера.
8) Согласно поправкам в Социальный кодекс, ЛСИ вменяется, при прибытии в санаторное учреждение, прислать подтверждение кодом из СМС или геолокацией. При этом, от поставщика услуг наличия в учреждении интернета никто не требует. Что делать ЛСИ, использующим гаджеты без наличия мобильного интернета и не владеющими навыками компьютерной грамотности в силу заболевания/возраста, тоже непонятно. Подтверждение кода из СМС для ЛСИ – это дополнительный риск стать жертвой кибермошенников (прецеденты были). При этом, такой подход к делу делает пациента, по сути заложником ситуации – без подтверждения медуслуги не будут оплачены, и он их не получит.
Что же необходимо сделать, чтобы ЛСИ получали все необходимое, а государство не оплачивало санаторно-курортным учреждениям несуществующие услуги? Со своей стороны, Народная партия Казахстана предлагает:
Провести тотальную ревизию НПА, касающихся вопросов санитарно-курортного лечения, с целью устранения в них пробелов, противоречий и пр. с последующей их доработкой. Провести аудит подзаконных актов на предмет соблюдения Социального Кодекса РК. Конкретизировать в НПА список процедур/сроки их оказания/гарантирование их оказания и усилить контроль за их исполнением.
Изучить вопрос предоставления гарантированного объема услуг по аналогии ранее применяемых техспецификаций. Детализировать приказ МТСЗН РК ЗА № 284. «Об утверждении Классификатора технических вспомогательных (компенсаторных) средств, специальных средств передвижения и услуг, предоставляемых лицам с инвалидностью», и в целом, внести корректировку, учитывая, что он является основополагающим при допуске поставщиков на портал.
Предусмотреть ответственность членов Комиссии за допуск и регистрацию недобросовестных поставщиков на портале соцуслуг. Нормативно урегулировать этот вопрос.
Регламентировать через НПА реабилитационные услуги, включая оказание услуг в тренажерных залах. Провести анализ и разработать нормативные акты утверждающие базовые стандарты предоставления санаторно-курортного лечения (обеспечение оборудованием, методик лечения).
Провести анализ на предмет соответствия нормативов питания бенефициаров и тарифов возмещения современным реалиям и ценам, усилить контроль за их исполнением.
Определить и разграничить статус различных оздоровительных учреждений, с четким закреплением их возможностей. Принять во внимание, при регистрации поставщиков на портал, что часть организаций не являются санаторно-курортными и учитывать это при оплате услуг.
Определить/разработать процентное соотношение доступности безбарьерной среды номеров, помещений от общей вместимости учреждения или расчетного количества посетителей.
Провести анализ приказов МЗРК и МТСЗН РК части наличия правовых коллизий, в том числе по показаниям и противопоказаниям получения реабилитации в условиях санаторно-курортного лечения.
Привести портал социальных услуг в комфортно-сервисный и адаптировать его к особым потребностям получателей услуг. Приостановить разработанные требования по предоставлению кодов и геолокации. Провести серьезное аналитическое исследование результатов, к которым привела данная мера, насколько она усложнила процедуру оформления для ЛСИ, и т.д. В целях обеспечения целевого использования бюджетных средств, а также прозрачности и достоверности предоставления санаторно-курортных услуг предложить альтернативную и более совершенную схему.
Рассмотреть вопрос получения ЛСИ недополученных, но оплаченных санитарно-курортных услуг на альтернативной основе, в частности путем монетизации недополученных услуг. Пока что эти выделенные государством средства незаконно получают недобросовестные поставщики. И, что самое главное, необходимо добиться межведомственного взаимодействия между Минздравом РК и МТСЗН РК и иных сопряженных ведомств, а также достичь взаимопонимания с конечным получателем услуг – человеком с инвалидностью. А то похоже, наши чиновники забыли для кого и в интересах кого все это делается!
С уважением Депутаты фракции
«Народная партия Казахстана»:
Сункар И.
Магеррамов М.
Сейтжан К.
Смирнова И.
Танашева Г.