Премьер-министру
Республики Казахстан
Смаилову А. А.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Алихан Асханович!
В Казахстане проживает более 700 000 людей с инвалидностью, из них более 400 000 человек – трудоспособного возраста. Люди с инвалидностью, как и все граждане, имеют пластиковые карты, делают переводы и платежи, получают пособия.
Вместе с тем, как показало исследование, которые проводило общественное объединение «Комиссия по правам людей с ограниченными возможностями имени Кайрата Иманалиева», лица с инвалидностью постоянно сталкиваются с финансовой дискриминацией и не могут наравне со всеми пользоваться услугами финансовых организаций.
Существует множество барьеров, среди которых:
– отсутствие пандусов, тактильных направляющих, лифтов и пр., что затрудняет и делает невозможным доступ к инфраструктуре для лиц с инвалидностью. К тому же окна касс и клавиатуры банкоматов расположены так высоко, что не позволяют самостоятельно пользоваться услугами колясочникам или людям маленького роста;
– терминалы и банкоматы не оборудованы технологиями для самостоятельного использования их незрячими и слабовидящими людьми;
– банковские карты не снабжены идентификационными метками, выполненными шрифтом Брайля или другими тактильными знаками для использования их незрячими и слабовидящими людьми.
– мобильные приложения большинства банков, а также сайты не адаптированы для пользования незрячими и слабовидящими клиентами, что приводит к отсутствию доступа к информации для лиц с инвалидностью;
– персонал банков не владеет навыками эффективного взаимодействия и обслуживания клиентов с инвалидностью, в банках нет сотрудников, владеющих языком жестов или специалистов для обеспечения сурдоперевода.
– в учреждениях отсутствуют статистических данные таких категорий, как: предприниматели с инвалидностью, кредитополучатели с инвалидностью, финансовая устойчивость и платёжеспособность людей с инвалидностью.
Несмотря на то, что закон «О социальной защите лиц с инвалидностью в Республике Казахстан» был принят в 2005 году, а Конвенция о правах инвалидов ратифицирована РК в 2015 году, права людей с особыми потребностями в сфере финансовых услуг постоянно нарушаются.
Доступ людей с инвалидностью к финансовым услугам является естественным правом и должен обеспечиваться в равной степени. И если этого нет, то такие ограничения можно расценивать как дискриминацию прав людей с инвалидностью.
В связи с этим, в 2019 году известный правозащитник и активист, председатель общественного объединения «Комиссия по правам людей с ограниченными возможностями имени Кайрата Иманалиева» Вениамин Алаев, (к сожалению, скоропостижно ушедший из жизни), инициировал проект «Финансовая инклюзия». Благодаря этому проекту была создана рабочая группа по обеспечению доступности финансовых услуг гражданам с инвалидностью при Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка (далее - Агентство). Были разработаны методические рекомендации по обеспечению доступности информации лицам с ограниченными возможностями, включающие в себя требования к информационным ресурсам: сайтам и мобильным приложениям, а также методические рекомендации по предоставлению финансовых услуг и обслуживанию лиц с ограниченными возможностями для финансовых организаций.
Несмотря на огромную работу, проведенную Комиссией, вопросы доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью так и не были решены. После чего, при прошествии трех лет, после неоднократных обращений с жалобами в адрес банков, Комиссией были поддержаны иски в суд от людей с инвалидностью в отношении нескольких крупных банков страны, которые были с успехом выиграны.
Резюмируя вышеперечисленное, считаем необходимым принять следующие меры:
1) Ввести и утвердить на законодательном уровне специальные Стандарты по оказанию финансовых услуг для лиц с инвалидностью. В действующем законодательстве нет понятия «дискриминация в отношении людей с инвалидностью», а единственные документы, разработанные для использования в финансовой сфере - методические рекомендации - не являются обязательными и носят лишь рекомендательный характер. В целях обеспечения обязательного исполнения данного документа финансовыми организациями, Агентством направлено письмо в Казахстанский институт стандартизации и метрологии Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан для разработки Стандартов для всех объектов, как государственных, так и частных, с последующим их утверждением на законодательном уровне. Однако на сегодняшний день в адрес Агентства не поступала информация относительно сроков и планируемых мероприятий по разработке Стандартов.
2) Внести изменения в действующее законодательство и пересмотреть критерии оценки платежеспособности, (как вариант - отслеживать стабильность и размеры доходов лиц с инвалидностью по социальным отчислениям). Дело в том, что согласно пп. 2 п. 2 ст. 24 Закона «О пенсионном обеспечении в РК» инвалиды 1 и 2 групп, в случае если инвалидность установлена бессрочно, освобождаются от уплаты обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ. Соответственно, не видя пенсионных отчислений, банки не могут оценить их платежеспособность и финансовую устойчивость. Это является формальной причиной отказа в получении кредитов и ипотеки. В результате, люди с инвалидностью сталкиваются с отказом в получении кредитования. Действующие схемы кредитования, микрокредитования и поддержки лиц с инвалидностью, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью, ощутимо недостаточны. Внутренние регулятивные документы БВУ не учитывают особых потребностей этой уязвимой группы.
3) Разработать и внедрить специальные финансовые продукты для людей с инвалидностью и специальные программы по доступному ипотечному кредитованию.
4) Внедрить добровольное страхование на случай болезни граждан, выезжающих за рубеж, путем распространения страховки не только на работников юридических лиц, но и на физических лиц, без ограничений для людей с инвалидностью.
5) Внести изменения в законодательство РК о возможности полного либо частичного изъятия пенсионных средств из ЕНПФ для людей с инвалидностью. Сейчас человек с инвалидностью, имеющий пенсионные накопления, не может их получить разом, несмотря на сумму. Практически никто, из числа лиц с инвалидностью, не смог воспользоваться возможностью частичного снятия пенсионных накоплений на оплату ипотеки, на оплату лечения, по реализованной программе, из-за недостижения уровня пенсионных накоплений утвержденного порога достаточности. Согласно действующему законодательству Республики Казахстан, инвалидам 1 и 2 групп, если инвалидность установлена бессрочно, возможно полное либо частичное изъятие (выплата/перевод) пенсионных накоплений из ЕНПФ, только в случае, если сумма пенсионных накоплений на дату обращения не превышает двенадцатикратный размер минимальной пенсии, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
6) Внести изменения в нормативно-правовые акты для правового исполнения всеми финансовыми организациями сервиса «вторая рука». Агентством были разработаны Методические рекомендации для снижения мошеннических действий в отношении людей с инвалидностью и МГН при получении ими дистанционных услуг, так называемый сервис «вторая рука». Это первый в Казахстане документ, который поможет дополнительно защитить уязвимые категории граждан (инвалиды, пожилые люди) от действий мошенников, применяющих методы социальной инженерии. Данный документ был обсужден с финансовыми организациями и сейчас он действует, но только в виде рекомендаций.
Ответ просим представить в письменной форме в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
Депутаты фракции «Народная партия Казахстана»:
И. Сункар
М. Магеррамов
К. Сейтжан
И. Смирнова
Г. Танашева
Оглашен: 15.05.2023 г.