О дискриминации лиц с инвалидностью в сфере пассажирских авиаперевозок

dep.jpg

Министру транспорта

Республики Казахстан

Карабаеву М.К.

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
                                  Уважаемый Марат Каримжанович!

Статья 1 Конституции Республики Казахстан гласит, что высшими ценностями нашего государства является человек, его жизнь, права и свободы. Статья 14 – что он не может подвергаться какой-либо дискриминации. При этом, к сожалению, такая дискриминация у нас существует, и я бы даже сказал, процветает, в сфере оказания услуг воздушных перевозок. Лица с инвалидностью (ЛСИ), полностью оплатившие необходимые проездные документы, не могут в полном объеме получить от казахстанских авиакомпаний оплаченные ими услуги.

Так ЛСИ, имеющие проблемы со зрением и со слухом, во многом отрезаны от получения информации. Простейший пример – буклеты о мерах безопасности при чрезвычайных ситуациях, которые имеются в кармане каждого пассажирского кресла, не снабжены надписями шрифтом Брайля, которые мог бы прочитать незрячий. Необходимых дополнительных разъяснений от стюардов и стюардесс ЛСИ с нарушениями зрения и слуха также не получают.

С отдельными проблемами сталкиваются лица, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. В стране регулярно возникают скандалы, когда человек с особыми потребностями не может по тем или иным причинам взять на борт или даже сдать в багаж инвалидную коляску. На авиабортах и в аэропортах Казахстана нет подъемников, нет межкресловых колясок, нет специализированных кресел, с учетом особых потребностей пассажира, нет лифтов и подъемников. То есть маломобильный человек на борту самолета оказывается лишенным вспомогательных средств и абсолютно беспомощным. При этом авиакомпания кивает на аэропорт, а аэропорт – на авиакомпанию.

Если речь идет о зарубежных авиалиниях там таких вопросов просто не существует. Я бывал за рубежом и наглядно видел там отношение к пассажирам с инвалидностью. Транспорт, сопровождение, предоставление информации, все, что необходимо. Но почему в таком случае наши аэропорты, в том числе и те, которые позиционируют себя, как международные, умывают руки и ничего не делают?

Почему в аэропортах нет нормальных центров, способных обслужить людей с инвалидностью, пожилых пассажиров, или родителей с грудными детьми? И в самолетах такого обслуживания тоже нет. Этим грешат все казахстанские авиакомпании. ЛСИ обслуживаются в общей очереди, где тоже не могут получить никаких адекватных услуг, хотя заранее сообщают о своих особых потребностях. Но максимум, что им могут предложить на регистрации – это пригласить медицинских работников, которые тоже не имеют никакого понятия об обращении с ЛСИ. И никто не хочет понять, что это вопрос не медицинский, а социальный.

Теориялық тұрғыдан алғанда, әуе компанияларының қызметкерлері халықаралық заңнама шеңберінде мамандандырылған оқыту жүргізіліп отырғаны туралы баяндап жатады. Іс жүзінде Астана әуежайының өзі осы талаптарға 40-50% ғана сай келеді. Эконом-класс жолаушылары үшін де, бизнес-класс жолаушылары үшін де ерекшеліктер жоқ. Ерекше қажеттіліктері бар адам ақпараттық дүңгіршектен де, билбордтан да, әуе компанияның сайтынан да, тікелей әуе бортындағы авиажелілер қызметкерлерінен де қажетті және қолжетімді ақпарат ала алмайды. Олар арнаулы алып жүру мен қызмет көрсетуді талап етуге толық құқығы бола тұра, жалпы кезекте ұшу құқығын шыдамдылықпен күтеді. Ең сорақысы, 25 жыл бойы ешнәрсе өзгерген жоқ.

Теоретически сотрудники авиакомпаний браво рапортуют о проведении специализированного обучения, в рамках международного законодательства. Практически даже столичный аэропорт Астаны хотя лишь на 40-50% соответствует этим требованиям. Исключений нет ни для пассажиров эконом-класса, ни для пассажиров бизнес-класса. Человек с особыми потребностями не сможет получить ни нужной и доступной информации в информационном киоске, ни на билборде, ни на сайте авиакомпании, ни непосредственно на борту, от сотрудников авиалиний. Они терпеливо выстаивают свое право на полет в общей очереди, не получают специализированного сопровождения и обслуживания, хотя, по сути, имеют полное право на него. И ничего не меняется уж почти 25 лет.

Теоретически существуют 50% скидки на авиабилеты для ЛСИ. Практически получить их нереально, и были прецеденты, когда люди с особыми потребностями заранее сообщали о необходимых им условиях… а авиакомпании долго, более двух суток, размышляли, стоит ли таким пассажирам продавать билеты. У нас были прецеденты, когда для ЛСИ делали скидку, но успешно компенсировали ее, взимая за билет двойную цену с сопровождающих лиц. Когда пассажиров с ментальными нарушениями, в том числе и детей, вопреки оплаченным билетам, пересаживали в конец салона. Почему из-за безграмотности и неподготовленности персонала аэропортов и авиакомпаний должны страдать те, кто также как и остальные граждане страны имеют право на получение оплаченных ими услуг? Конвенцию по правам инвалидов Казахстан подписал еще в 2015 году. Но за это время, не смотря на все взятые обязательства, и выделение финансовых средств для обеспечения доступной среды, в стране ничего не изменилось. Нет официально признанных государственных стандартов для таких услуг. Авиакомпании искусственно создают внутренние правила, которые противоречат отечественному и международному законодательству и сообщают о них пассажирам с ЛСИ уже по факту. Почему пассажиры с особыми потребностями должны становиться заложниками корпоративной политики, заплатив деньги за комфортный и безопасный перелет?

Что предлагает Народная партия Казахстана? Прежде всего – провести проверку казахстанских авиакомпаний и аэропортов на предмет соблюдения ими Конвенции по защите прав инвалидов, подписанной Казахстаном в 2015 году.

В случае несоответствия – выносить предписания о создании полноценной и доступной среды для ЛСИ ко всем услугам предоставляемым авиакомпанией и аэропортом. Включающей в себя подготовку персонала к работе с людьми с особыми потребностями, полный доступ к информации обеспечение сопровождения и мобильности, создание специализированных центров по обслуживанию и оформлению документов ЛСИ и пр.

В случае неисполнения предписания – введение реальных и серьезных штрафных санкций, направленных на улучшение сервиса обслуживания пассажиров с ЛСИ.

Просим вас сообщить мнение Правительства о предлагаемых инициативах. О результатах рассмотрения депутатского запроса в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим предоставить письменный ответ в установленный законом срок.

Депутаты фракции Народной партии Казахстана

Сейтжан К.

Магеррамов М.

Смирнова И.

Сункар И.

Танашева Г.