Премьер-Министру
Республики Казахстан
Бектенову О.А.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Олжас Абаевич!
На прошлом пленарном заседании депутаты нашей фракции озвучили депутатский запрос касательно деятельности в нашей стране USAID.
Этот запрос буквально взбудоражил казахстанское общество.
Реакцию можно выразить кратко – нашим гражданам не нравится, что кто-то из-за рубежа навязывает им чуждые ценности, шокирующие наше общество и растлевающие нашу молодежь.
Казахстанцы не желают быть заложниками чужих игр.
Буквально на днях эта тема получила продолжение.
Спецпосланник Президента Трампа предложил закрыть «Радио «Свободная Европа» и «Голос Америки», финансируемые американскими налогоплательщиками.
Его сразу же поддержал Илон Маск.
Он назвал эти СМИ никому не интересными, наполненными радикальными левыми безумцами, разговаривающими сами с собой и сжигающими миллиард долларов в год.
Как и в истории с USAID, опять сами американцы признают деструктивность финансируемых ими государственных СМИ. Они сами называют их пережитком прошлого, который создавался для идеологической борьбы в послевоенных реалиях.
Любой, кто зайдет сегодня на сайт «Азаттыка» может наглядно в этом убедиться.
Здесь нет ни одного материала о строительстве новой школы, дороги, проведенных реформах, каких-то победах казахстанцев, а только критика и нагнетание негатива.
В целом в данный момент известно, что в Казахстане иностранное финансирование получают примерно 200 неправительственных организаций, причем 70% из них финансировались через различные источники из США.
По официальным данным Правительства в стране предоставляют гранты 165 различных доноров. Из них 53 – международные организации, 31 – иностранные государственные организации, 81 – зарубежные и казахстанские НПО.
Финансовую и материально-техническую помощь нашим НПО также предоставляют и другие зарубежные структуры, и посольства, не входящие в указанные списки.
Поддержку получают в основном проекты в области СМИ и свободы слова, защиты прав и интересов целевых групп, продвижения проектов в области развития демократии и гражданского общества, либеральных реформ, повышения толерантности и гражданской активности.
Даже специалистам невозможно распознать, где дружественные нам ресурсы, а где нужно быть поосторожнее, дабы не нарваться на деструктивную мягкую в кавычках силу.
И это проблема есть вызов для всего нашего общества.
И вопрос, чего больше от деятельности иностранных фондов нашей стране – пользы или вреда, требует внятного ответа. Особенно это актуально с учетом обострения геополитической обстановки, смещения мировых центров тяжести и роста противоречий по ключевым вопросам международной повестки внутри страны.
И в случае, если зарубежные НПО, чувствующие себя в Казахстане весьма комфортно, действительно играют в свою собственную игру, их влиятельность может выйти нам боком.
Пришло время пересмотреть статус целого ряда неправительственных организаций, годами работающих в «серой зоне» и переписать правила игры с иностранными донорами, маскирующими политические интересы под «медиаподдержку», «правозащиту» и повышение толерантности.
В мире немало примеров, когда страны, сталкивающиеся с аналогичными проблемами, противодействуют им через принятие законов об иностранных агентах. Например, такого рода законы работают в Израиле с 2016 года, в Китае с 2017 года, в Австралии с 2018 года, в Великобритании с 2023 года, во Франции с 2024 года.
Одним из образцовых законов в отношении лиц, действующих в интересах иностранных субъектов, считается Закон США «О регистрации иностранных агентов», принятый еще в 1938 году.
Закон распространяется на такие сферы, как политическая активность, информационные услуги, политическое консультирование, сбор и раздача финансовых средств, предоставление интересов иностранного заказчика перед любыми ведомствами, госслужащими США или членами Конгресса.
Эксперты отмечают богатый правоприменительный опыт США по многим основным положениям.
Например, прозрачность финансирования с четким разграничением политического и коммерческого влияния; государственная регистрация лоббистов и агентов влияния перед началом их деятельности; обязательность раскрытия информации, в том числе маркировка информационных материалов и публикация баз данных зарегистрированных агентов; введение ответственности за нарушение порядка регистрации и деятельности.
Уверены, что и Казахстану необходимо поддержать эту практику и создать национальное законодательство, четко маркирующее любого рода структуры для того, чтобы казахстанцы могли оценивать и сравнивать информацию, понимая её источник.
При этом необходимо установить ряд исключений для гуманитарных и научных организаций. Такой подход позволит защитить национальные интересы, но не приведет к преследованию и замедлению развития здорового гражданского общества.
Наша общая цель – укрепление суверенитета, и мы не позволим выдавать навязывание чуждых ценностей за толерантность, в которой казахстанцы и так главные эксперты в мире, а пропаганду – за независимую журналистику.
На основании вышеизложенного в соответствии со статьей 27 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» о результатах рассмотрения депутатского запроса просим предоставить письменный ответ в установленные законом сроки.
С уважением Депутаты фракции
«Народная партия Казахстана»:
Смирнова И.
Магеррамов М.
Нуралин А.
Сейтжан К.
Сункар И.