«О необходимости принятия в Казахстане закона об иностранных агентах…»

dep.jpg

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Бектенову О.А.

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
                                   Уважаемый Олжас Абаевич!

На прошлом пленарном заседании депутаты нашей фракции озвучили депутатский запрос касательно деятельности в нашей стране USAID.

Этот запрос буквально взбудоражил казахстанское общество.

Реакцию можно выразить кратко – нашим гражданам не нравится, что кто-то из-за рубежа навязывает им чуждые ценности, шокирующие наше общество и растлевающие нашу молодежь.

Казахстанцы не желают быть заложниками чужих игр.

Буквально на днях эта тема получила продолжение.

Спецпосланник Президента Трампа предложил закрыть «Радио «Свободная Европа» и «Голос Америки», финансируемые американскими налогоплательщиками.

Его сразу же поддержал Илон Маск.

Он назвал эти СМИ никому не интересными, наполненными радикальными левыми безумцами, разговаривающими сами с собой и сжигающими миллиард долларов в год.

Как и в истории с USAID, опять сами американцы признают деструктивность финансируемых ими государственных СМИ. Они сами называют их пережитком прошлого, который создавался для идеологической борьбы в послевоенных реалиях.

Любой, кто зайдет сегодня на сайт «Азаттыка» может наглядно в этом убедиться.

Здесь нет ни одного материала о строительстве новой школы, дороги, проведенных реформах, каких-то победах казахстанцев, а только критика и нагнетание негатива.

В целом в данный момент известно, что в Казахстане иностранное финансирование получают примерно 200 неправительственных организаций, причем 70% из них финансировались через различные источники из США.

По официальным данным Правительства в стране предоставляют гранты 165 различных доноров. Из них 53 – международные организации, 31 – иностранные государственные организации, 81 – зарубежные и казахстанские НПО.

Финансовую и материально-техническую помощь нашим НПО также предоставляют и другие зарубежные структуры, и посольства, не входящие в указанные списки.

Поддержку получают в основном проекты в области СМИ и свободы слова, защиты прав и интересов целевых групп, продвижения проектов в области развития демократии и гражданского общества, либеральных реформ, повышения толерантности и гражданской активности.

Даже специалистам невозможно распознать, где дружественные нам ресурсы, а где нужно быть поосторожнее, дабы не нарваться на деструктивную мягкую в кавычках силу.

И это проблема есть вызов для всего нашего общества.

И вопрос, чего больше от деятельности иностранных фондов нашей стране – пользы или вреда, требует внятного ответа. Особенно это актуально с учетом обострения геополитической обстановки, смещения мировых центров тяжести и роста противоречий по ключевым вопросам международной повестки внутри страны.

И в случае, если зарубежные НПО, чувствующие себя в Казахстане весьма комфортно, действительно играют в свою собственную игру, их влиятельность может выйти нам боком.

Пришло время пересмотреть статус целого ряда неправительственных организаций, годами работающих в «серой зоне» и переписать правила игры с иностранными донорами, маскирующими политические интересы под «медиаподдержку», «правозащиту» и повышение толерантности.

В мире немало примеров, когда страны, сталкивающиеся с аналогичными проблемами, противодействуют им через принятие законов об иностранных агентах. Например, такого рода законы работают в Израиле с 2016 года, в Китае с 2017 года, в Австралии с 2018 года, в Великобритании с 2023 года, во Франции с 2024 года.

Одним из образцовых законов в отношении лиц, действующих в интересах иностранных субъектов, считается Закон США «О регистрации иностранных агентов», принятый еще в 1938 году.

Закон распространяется на такие сферы, как политическая активность, информационные услуги, политическое консультирование, сбор и раздача финансовых средств, предоставление интересов иностранного заказчика перед любыми ведомствами, госслужащими США или членами Конгресса.

Эксперты отмечают богатый правоприменительный опыт США по многим основным положениям.

Например, прозрачность финансирования с четким разграничением политического и коммерческого влияния; государственная регистрация лоббистов и агентов влияния перед началом их деятельности; обязательность раскрытия информации, в том числе маркировка информационных материалов и публикация баз данных зарегистрированных агентов; введение ответственности за нарушение порядка регистрации и деятельности.

Уверены, что и Казахстану необходимо поддержать эту практику и создать национальное законодательство, четко маркирующее любого рода структуры для того, чтобы казахстанцы могли оценивать и сравнивать информацию, понимая её источник.

При этом необходимо установить ряд исключений для гуманитарных и научных организаций. Такой подход позволит защитить национальные интересы, но не приведет к преследованию и замедлению развития здорового гражданского общества.

Наша общая цель – укрепление суверенитета, и мы не позволим выдавать навязывание чуждых ценностей за толерантность, в которой казахстанцы и так главные эксперты в мире, а пропаганду – за независимую журналистику.

На основании вышеизложенного в соответствии со статьей 27 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» о результатах рассмотрения депутатского запроса просим предоставить письменный ответ в установленные законом сроки.

С уважением Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:

Смирнова И.

Магеррамов М.

Нуралин А.

Сейтжан К.

Сункар И.