О новой реформированной модели государственно-частного партнерства

dep.jpg

Премьер-министру РК Смаилову А. А

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
                                    Уважаемый Алихан Асханович!

В послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев поручил перейти на новую модель государственно-частного партнёрства (далее – ГЧП). «Сегодня многие проекты ГЧП стали «кормушкой» для недобросовестных предпринимателей и чиновников. Контракты в этой сфере должны быть прозрачными и заключаться на конкурсной основе. Для повышения эффективности данного механизма нужно принять соответствующий закон.» - отметил Президент.

Фракция Народной партии Казахстана 7 декабря провела круглый стол с участием экспертов, Акиматов и частных инвесторов по теме ГЧП. В ходе обсуждения выяснилось, что за 2023 год стремительно упало количество проектов ГЧП и объем инвестиций по ГЧП контрактам и деньги в инфраструктуру почти не привлекаются, по причине боязни чиновников привлечения к ответственности из-за прошедших проверок контролирующих органов. Кроме того, вскрылись серьёзные недоработки Правительства по обучению чиновников расчётам эффективности применения ГЧП. По обращениям местных и иностранных инвесторов наблюдаются случаи отказа или пересмотра в одностороннем порядке условий ГЧП со стороны государства. Такая бессистемная работа влечёт за собой снижения инвестиционной привлекательности Казахстана в целом.

В настоящее время сложилась ситуация, что среднее время разработки и согласования проектов ГЧП составляет полтора-два года, поэтому инвестиции стало проще осуществлять через прямые расходы бюджета. Хотя во всём мире инфраструктурные проекты в основном осуществляются через ГЧП, так как позволяют передать риски инвестиционной стадии на частного партнёра и защищают государство от удорожания в процессе строительства.

К примеру, в автодорожной отрасли ежегодно осуществляется около 10 тысяч государственных закупок. При этом, Азиатский Банк Развития с 2018 года предлагает перейти на долгосрочные контракты ГЧП эффективного (бездефектного) содержания дорог – контракты, нацеленные на результат. Такие контракты позволят решить вопросы с качеством дорог, с дефицитом битума в строительный сезон, со снижением стоимости затрат на ремонт и содержание дорог. Складывается впечатление что отказ от государственных закупок на 600 млрд. тенге ежегодно кому-то очень невыгоден.

Примерно также обстоят дела с национальным проектом «Комфортная школа» на 2,3 трлн. тенге, где из 3 предусмотренных механизмов выбрано только строительство школ «под ключ», а другие механизмы, например ГЧП, не используются. Не предусмотрена реновация устаревших школ по механизму ГЧП с частичным софинансированием из РБ/МБ, из которых более половины построены в советское время и 57 находятся в аварийном состоянии.

Кроме того, для строительства доступного и качественного жилья на 5 съезде Национального совета общественного доверия в 2021 году Президентом было поручено перейти на оффтейк контракты. За два года данное поручение не было выполнено. Хотя в рамках механизма ГЧП через оффтейк контрактах можно было бы объединить всю государственную помощь для строительства социального жилья и законное предоставление подготовленных земельных участков. На основе международного опыта необходимо поощрять строительство доступного жилья по себестоимости некоммерческими жилищными кооперативами с участием самих очередников.

В целом, назрела необходимость в разработке нескольких программных ГЧП: по ремонту автомобильных дорог, по строительству школ и общежитий, социального жилья и другой инфраструктуре. Необходимые средства для этих программных ГЧП уже имеются в РБ – нужно перераспределение.

В традиционных сферах применения ГЧП, таких как ТБО, транспорт и объекты жизнедеятельности (КОС, ТЭЦ, сети и т.д.) отраслевые госорганы не используют ГЧП, что сказывается на отсутствии инвесторов. Именно в этих секторах уже имеется законодательная база, порядок формирования тарифов и цен, да и все признаки указывают на безальтернативность ГЧП, но барьеры и нежелание чиновников приводят к отсутствию проектов ГЧП.

С учётом вышеизложенного, просим Вас, Алихан Асханович, провести совещание по развитию ГЧП и принять в работу приложенные рекомендации круглого стола.

Приложение на листах.

От фракции Народной партии Казахстана

Маггерамов М.М.

К. Сейтжан

И. Смирнова

И. Сункар

Г. Ташенова

Приложение к депутатскому запросу от декабря 2023 года

                                             РЕКОМЕНДАЦИИ 

По итогам круглого стола на тему: «Государственно-частное партнерство в новой экономической политике Казахстана»

Обсудив текущее состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства, вопросы разделения ответственности в сложных инфраструктурных проектах, текущие проблемы государственно-частного партнерства в автодорожной отрасли, в здравоохранении, образовании Комитет по региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан РЕКОМЕНДУЕТ:

1. Правительству Республики Казахстан:

1.1. Необходимо переосмыслить подходы Правительства к прямым бюджетным тратам на строительство сложных инфраструктурных проектов без разделения ответственности между государством и частным партнером. Рассмотреть на очередном заседании Правительства вопросы развития государственно-частного партнерства с переходом на новую модель, озвученную Президентом Казахстана К.К. Токаевым.

2. Министерству национальной экономики РК:

2.1. Рекомендовать Министерству национальной экономики определить перечень сложных инфраструктурных проектов для реализации в рамках государственно-частного партнерства (по отраслям). 2.2. Пересмотреть с привлечением экспертного сообщества критерии определения уникальности объектов государственно-частного партнерства при реализации проектов путем проведения прямых переговоров. 2.3. Внести ограничения на финансирование капитальных проектов (БИП, ФЭО) государственного и квазигосударственного сектора, имеющих коммерческую окупаемость с их реализацией по механизму частных инвестиций и государственно-частного партнерства. 2.4. Создать специальную коллегиальную апелляционную комиссию с включением в состав общественности, представителей вышестоящих госорганов и НПП РК по примеру апелляционной комиссии при Министерстве финансов РК для рассмотрения обращений частных партнеров и госорганов по итогам проверок с публикацией регулярного анализа нарушений по итогам проверок проектов ГЧП с публикацией на веб-портале для снижения рисков повторения нарушений. 2.5. Ввести в Кодекс об административных правонарушениях соответствующие нормы за нарушение законодательства о ГЧП и концессии в процессе планирования и проведения конкурсных процедур, а также предусмотреть ответственность института развития за невыполнение прямых обязанностей по проработке методологии применения ГЧП и неправомерные рекомендации. 2.6. Передать в конкурентную среду функцию Центра развития ГЧП по обучению специалистов в области государственно-частного партнерства. 2.7. Поменять организационную форму Центра развития ГЧП с акционерного общества (коммерческого) на некоммерческое акционерное общество с передачей функции экспертизы по местным проектам ГЧП в конкурентную среду. 2.8. Исключить предоставление рекомендаций Центра развития ГЧП на инвестиционные предложения государственных инвестиционных проектов. 2.9. Внести императивную норму в статью 46 Закона О ГЧП, которая определяет структуру договора, а также внести в п.10 ст. 8 Закона РК «Об арбитраже» изменения в части исключения ограничений применения норм арбитража. 2.10. Снизить порог по размеру инвестиций для доступности получения меры государственной поддержки в виде софинансирования с полуторамиллионнократного до трехсоттысячикратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете. 2.11. Предложить меры стимулирования участия БВУ, а также государственных институтов развития в финансировании ГЧП проектов. Активнее использовать потенциал НУХ Байтерек, включить в мандат АО БРК финансирование ГЧП проектов, разработать отдельную программу для субсидирования ставок по проектам ГЧП через АО Фонд ДАМУ.

3. Министерству транспорта РК:

3.1. В целях решения комплекса вопросов с качеством дорог, колебаний цен на битум в строительный сезон, соблюдения межремонтных сроков, эффективного использования государственного имущества и бюджетных средств выделяемых на ремонт автомобильных дорог рекомендовать Министерству транспорта РК, АО “КазАвтоЖол” и акиматам областей осуществить переход от государственных закупок среднего и капитального ремонта к долгосрочным контрактам эффективного (бездефектного) содержания автомобильных дорог в рамках государственно-частного партнерства. Предусмотреть ГЧП по охвату участков дорог ДЭП/ДЭУ с предоставлением этих служебных помещений частным партнерам для организации хранения битума и других материалов. Рассмотреть возможность создания Программного ГЧП по эффективному (бездефектному) содержанию автомобильных дорог.

4. Министерству промышленности и строительства РК:

4.1. В целях снижения бюрократии и развития строительства частного социального жилья рекомендовать Министерству промышленности и строительства РК объединить существующие формы поддержки застройщиков социального жилья, выделения земельных участков застройщикам и очередникам (при малоэтажном строительстве), субсидирование стоимости жилья Акиматами и оффтейк- контрактов на покупку социального жилья со стороны Акиматов и АО “Казахстанская Жилищная Компания” в единое Программное государственно-частное партнерство в рамках поручений Президента Казахстана К.К. Токаева, озвученных на 5-м заседании Национального совета общественного доверия в 2021 году. 4.2. Для увеличения строительства доступного жилья и строительства жилья по себестоимости на основе международного опыта рекомендовать внести изменения в нормативно-правовые акты с целью недискриминационного участия некоммерческих застройщиков: жилищно-строительных и жилищных потребительских кооперативов в программах строительства социального жилья, в том числе через государственно-частное партнёрство. Утвердить приказом Комитета по делам строительства пилотный проект строительства доступного жилья через жилищный кооператив.

5. Министерству экологии и природных ресурсов РК:

5.1. Утвердить в срок до 1 апреля 2024 года Правила реализации проектов государственно-частного партнерства в области управления твердыми бытовыми отходами в реализацию Статьи 366 Экологического кодекса РК.

6. АО “НУХ “Байтерек”:

6.1. В рамках послания Президента Казахстана К.К. Токаева 1 сентября 2023 года предусмотреть перезагрузку деятельности АО “Отбасы банк” для развития ипотечного кредитования в регионах, в том числе рекомендовать разработку новой ипотечной программы по кредитованию пайщиков жилищно-строительных кооперативов из числа очередников под залог пая. 6.2. Рекомендовать включить в мандат АО “Банк развития Казахстана” финансирование проектов государственно-частного партнерства, реализуемых в рамках ГЧП.

7. Областным Акиматам:

7.1. Предусмотреть переход от государственных закупок озеленения городов к среднесрочным контрактам государственного-частного партнёрства, нацеленных на конечный результат с отнесением риска жизни многолетних растений и деревьев на частного партнера. Утвердить перечень государственных инвестиционных проектов, которые целесообразно реализовать посредством ГЧП взамен госзакупок, соответствующие понятию «объект ГЧП», признакам и принципам ГЧП согласно Закону; 7.2. Дополнить документы системы государственного планирования на уровне области реализацией проектов ГЧП, не требующих мер государственной поддержки и источников возмещения затрат, за исключением гарантий потребления и иных источников, предусмотренных законодательством РК, в сфере управления твердыми бытовыми отходами, канализационными очистными сооружениями, водоснабжения и энергетики.

8. Министерству просвещения РК:

8.1. Рассмотреть возможность строительства до 30% школ в рамках национального проекта «Комфортная школа» по механизмам ГЧП (по рекомендациям Азиатского банка, школы мощностью от 1200-1500 мест). 8.2. В рамках национального проекта «Комфортная школа» разработать и утвердить программное ГЧП по модели «BOT». 8.3. Рассмотреть возможность применения концепта национального проекта «Комфортная школа» для реновации школ с частичным софинансированием из республиканского/местного бюджета.

9. Министерству науки и высшего образования РК

9.1. Рассмотреть возможность разработки программного ГЧП по строительству общежитий, а также активнее использовать различные способы реализации ГЧП по строительству общежитий.

10. Министерству здравоохранению РК:

10.1. Утвердить унифицированные подходы при проектировании и строительстве организаций здравоохранения по механизму государственно-частного партнерства в части исключения требований о прохождении экспертизы государственной экспертной организации в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий. 10.2. Рассмотреть вопрос реализации проектов государственно-частного партнерства по схеме EPC (с прямой оплатой услуг генерального подрядчика за счет государственного бюджета) +O&M (с расширенным списком услуг) для снижения финансовой нагрузки на выплату вознаграждения по банковским займам. 10.3. Разработать подходы в разработке региональных перспективных планов здравоохранения в соответствие с нормативами сети здравоохранения с включением привлечение инвестиций, в том числе частных инвестиций через ГЧП.