О проблемах использования биометрических данных и искусственного интеллекта

dep.jpg

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Бектенову О.А.

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
                                   Уважаемый Олжас Абаевич!

Динамичное развитие современных технологий и искусственного интеллекта привело к тому, что сегодня повсеместно наши изображения несанкционировано фиксируются при предоставлении самых обыденных услуг. Банки, точки розничной торговли абонентских номеров связи, образовательные учреждения, детские сады, больницы, поликлиники, пропускные пункты бизнес центров- везде, куда бы гражданин не пошел, его биометрия фиксируется вне зависимости от желания человека и вне зависимости от обоснованности принятия таких мер. При этом, отказ в предоставлении биометрических данных гражданина может повлечь за собой отказ в предоставлении тех же банковских услуг или услуг оператора сотовой связи.

Таким образом наших граждан вынуждают поневоле становиться субъектом сбора персональных данных (биометрии). Посредством публичной оферты, на которую по умолчанию соглашаются граждане, получив услугу у услугодателя, операторы сотовой связи и банки имеют право бесконтрольно и без ограничений передавать персональные данные третьим лицам.

Полученная биометрия бесконтрольно используется по желанию и на усмотрение лиц, в базе данных которых остаются наши данные. Именно на биометрию представители Национального Банка и АРРФР РК возлагают большие надежды, как на механизм защиты граждан от мошенников, однако, этот инструмент не может послужить декларируемым целям, учитывая, что биометрией любого гражданина может завладеть абсолютно каждый владелец даже самой незначительной торговой точки.

Популярные социальные сети, такие как You Tube, Instagram заполнены рекламными роликами финансовых пирамид, в которых используются от первого лица изображения и голоса известных личностей. Это обстоятельство ярко демонстрирует, что биометрия наших граждан, их изображения и даже голоса не защищены от несанкционированного использования в преступных целях.

Сегодня возможности искусственного интеллекта неограниченно велики. Достаточно завладеть одним лишь фотоматериалом, чтобы сгенерировать полностью реалистичную биометрическую картину гражданина.

Данное обстоятельство является бомбой замедленного действия. Сегодня бесконтрольно устанавливаются камеры наблюдения, бесконтрольно хранятся и используются материалы с этих камер. Мы видим, насколько мы беспомощны в вопросах защиты наших граждан в сфере киберпреступлений. Каким же образом уполномоченный орган намерен производить защиту биометрии граждан, которая находится в бесконечном количестве баз данных неограниченного количества людей?

Отдельного внимания требует бесконтрольное использование искусственного интеллекта нашими детьми в процессе обучения. Сегодня популярность набирает генеративный искусственный интеллект ChatGPT, которые способны генерировать решения школьных задач, текстов и т.д. Как мы все пониманием, такой подход к обучению сводит к нулю способность критически мыслить, резко негативно сказывается на получаемых знаниях и приводит к сложностям в принятии важных решений самостоятельно. Такими темпами, мы рискуем потерять огромный интеллектуальный потенциал страны. Мы формируем поколение, которое не будет способно оперативно реагировать и решать сложные задачи, которые встанут на их жизненном пути.

Относительно недавно Европарламентом принят закон, ограничивающий использование ИИ. В Австралии и отдельных штатах США приняты законы предусматривающие возрастные ограничения в использовании социальных сетей.

Цифровой прогресс не должен навредить, в виду чего необходим его разумный контроль. Уже сегодня нужно предпринять меры по предупреждению несанкционированного использования биометрических данных граждан и ограничить использование генеративного ИИ в образовательных учреждениях.

В виду изложенного, фракция НПК предлагает:

  1. Уполномоченному органу на уровне подзаконного акта регламентировать использование генеративного ИИ в учебных заведениях.

  2. Обеспечить четкий и прозрачный механизм сбора, обработки и хранения персональных данных, уполномочив лишь ограниченный круг лиц для сбора и обработки персональных данных (биометрии) граждан.

  3. Пресечь незаконные факты передачи базы данных (биометрии) граждан, путем проверки субъектов, осуществляющих сбор и хранение биометрии граждан на предмет незаконного использования и передачи данных третьим лицам.

С уважением Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:

Сункар И.

Магеррамов М.

Сейтжан К.

Смирнова И.

Танашева Г.