Премьер-Министру
Республики Казахстан
Бектенову О.А.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Олжас Абаевич!
Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию прав инвалидов, и взяла на себя обязательства по ее исполнению. Хотелось бы напомнить, что этот документ несет в себе ряд пунктов, направленных обеспечении полного и равного осуществления всеми лицами с инвалидностью всех прав человека и основных свобод, а также – на уважение присущего им достоинства.
Что для этого необходимо? Прежде всего, создание среды, в которой человек с особыми потребностями мог бы быть полностью адаптирован и способен обслуживать себя, без чьей-то посторонней помощи. То есть этим людям, которые являются такими же гражданами нашей страны и имеют все аналогичные права, следует создать пространство и инфраструктуру, которые были бы доступны для них.
Несколько дней назад мы все были потрясены трагедией, произошедшей в Алматы, на станции метро «Абай». Несчастный случай оборвал жизнь молодого и талантливого человека Каната БАТКАЛКАЗЫ. У Каната была инвалидность по зрению. Не имея возможности сориентироваться в пространстве, молодой человек, пытаясь войти в вагон, упал с платформы на рельсы. Спасти его не удалось.
Я выражаю искренние соболезнования родным и близким Каната. Но самое обидное в данной ситуации то, что трагедии могло бы и не случиться. Если бы работники метрополитена четко выполняли свои обязанности, если бы опасные зоны были защищены специальными ограждениями, если бы Канату помогли неравнодушные пассажиры, то он остался бы жив. Недопустимо и ненормально, когда люди погибают вот так вот, просто из-за безразличия нашего общества, только на словах позиционирующего себя инклюзивным.
У нас в Казахстане несколько лет назад был принят Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года. В рамках него была разработана и выложена на сайт Интерактивная карта доступности, на которой фиксировались все объекты административного, социального, коммерческого, культурного и пр. назначения, адаптированные для ЛСИ.
Если верить этой карте, люди с особыми потребностями имеют безбарьерный доступ практически куда угодно. Очень хотелось бы порадоваться, но не получается. Даже если речь идет о жителях столицы.
Буквально на днях, Департамент Комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения по Астане представил результаты проверок доступности объектов для лиц с инвалидностью. Как оказалось, большинство объектов социальной и транспортной инфраструктуры не соответствуют требованиям по проектированию доступной среды.
На брифинге Службы коммуникаций г. Астаны заместитель руководителя Департамента Сауле Игембаева, и руководитель отдела контроля Болат Туреханов подвели итоги и выделили ключевые проблемы в проектировании доступной городской инфраструктуры. В ходе 154 проверок повсеместно выявлены значительные барьеры: высокие пороги, крутые пандусы без перил, отсутствие тактильной разметки, санузлы, необорудованные поручнями и кнопками экстренной помощи, узкие дверные проемы и т.д. Выдано 105 предписаний и наложено штрафов на сумму 32,7 миллиона тенге.
А теперь давайте посмотрим на проблему шире. То есть учтем, что ЛСИ нужно не просто попасть в здание, но и получить там необходимую услугу. С этим все намного печальнее.
Даже если здание снабжено пандусом, установленным под нужным углом, и маломобильный гражданин сумеет попасть в помещение, то он не сможет воспользоваться кассой, банкоматом, киоском справочного бюро и пр., потому что они слишком высокие и просто не рассчитаны на обслуживание человека на коляске. Слабовидящий или незрячий посетитель может быть и сумеет подняться на крыльцо, выложенное плитками тактильной дорожки, но не сможет сориентироваться из-за отсутствия необходимого звукового сопровождения, пояснительных надписей шрифтом Брайля и т.д. Он будет даже лишен возможности банально воспользоваться лифтом, неадаптированным к потребностям незрячего ЛСИ. Человек с нарушениям слуха тоже столкнется с целым рядом проблем. Но при всем при этом вышеуказанные административные, коммерческие, культурные, досуговые и пр. учреждения будут значиться в реестрах чиновников, как доступные и безбарьерные.
Нам пора изменить понятия «доступная среда» и «доступная инфраструктура» с обтекаемых и дискриминационных для ЛСИ, в полноценные емкие термины. Если человек с инвалидностью пришел в магазин/банк/театр/Центр обслуживания населения/гостиницу и любую другую организацию, он должен иметь возможность не только войти самостоятельно в здание и выйти, но и получить обслуживание, за которым он пришел. Причем вне зависимости от то того идет речь о государственном или о бизнес-учреждении.
Чтобы изменить ситуацию к лучшему, чтобы обеспечить защиту прав ЛСИ, парламентская фракция Народной партии Казахстана предлагает:
1) Провести тщательный анализ с дальнейшей перспективной пересмотра стандартов, строительных правил и других нормативно-правовых актов, обеспечивающих формирование доступной безбарьерной среды для ЛСИ.
2) Создать при обществах защиты прав потребителей отделы, специализирующиеся на соблюдении прав потребителей-ЛСИ. При необходимости мы готовы выступить с инициативой, внести соответствующие поправки в законодательство и искренне надеемся, что организации по защите прав потребителей нас поддержат.
3) Модернизировать с целью ужесточения систему контроля за реальным исполнением Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью. При необходимости – провести ревизионные проверки с участием общественности, составить перечень выявленных нарушений, добиться их устранения, в том числе и административными методами и т.д.
Казахстан взял курс на формирование инклюзивного общества. Сейчас наша задача реально обеспечить равноправие для всех, в том числе и для тех, кто имеет особые потребности. Мы не требуем ничего сверхъестественного. Люди с инвалидностью – полноправные граждане нашей республики и их следует защитить от дискриминации.
С уважением Депутаты фракции
«Народная партия Казахстана»:
Сункар И.
Магеррамов М.
Сейтжан К.
Смирнова И.
Танашева Г.