"О проблемах повышения квалификации учителей и уровня образования в целом"

dep.jpg

Заместителю Премьер-Министра

Республики Казахстан

Кошербаеву Е.Б.

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
                                   Уважаемый Ермек Беделбаевич!

6 февраля 2025 года Министр просвещения озвучил тревожные данные о низком уровне подготовки школьных учителей. Согласно оценке знаний педагогов, проведённой в 2024 году, лишь 45% из 7 653 выпускников педагогических вузов преодолели 50% порога.

Вместе с тем, эксперты подчёркивают необходимость пересмотра как образовательных программ педагогических вузов и колледжей, так и курсов повышения квалификации педагогов.

Особую обеспокоенность вызывает низкая эффективность АО «Өрлеу», уже 10 лет монопольно предоставляющая услуги повышения квалификации учителей за государственный счет.

Только за последние 3 года АО «Өрлеу» выделено 23 млрд. тенге из народного кармана.

Итогом их работы можно признать неутешительные результаты исследований качества знаний учащихся страны, которые подтверждают эти опасения:

В международном исследовании PISA-2022 64% казахстанских школьников не преодолели даже второй из шести уровней сложности по читательской грамотности (ОЭСР -26%).

50% учащихся показали только базовый уровень по математике (ОЭСР -31%).

45% школьников справились лишь с элементарными заданиями по научной грамотности (ОЭСР -24%).

И только каждый десятый школьник Казахстана показал высокие 5-6 уровни креативного мышления, в то время как в Сингапуре это каждый второй ученик, а в Эстонии – каждый третий.

Страновой мониторинг образовательных достижений (МОДО-2023) показал снижение среднего балла девятиклассников с 47,3 (2022 г.) до 36,8 (2023 г.).

По данным НОБД (Национальная база данных), 39% учащихся 8–9 классов являются слабоуспевающими.

Эти вызовы требуют безотлагательных системных решений.

Перечислю только несколько проблем монополиста в системе повышения квалификации учителей АО «Өрлеу»:

  1. Отмечаем отсутствие системы измерения эффективности «Өрлеу» в принципе. На сегодняшний день оценку работы «Өрлеу» дают сами «Өрлеу»;

  2. Устойчивая закрытая система монополии АО «Өрлеу» за государственный счет в текущей системе активно осваивает бюджетные деньги, направленные на обеспечение охвата контингента, а не на эффективное повышение квалификации каждого учителя. Нет определения уровня квалификации учителя перед прохождением курса и замера после, как и ответственности за недостижение результата;

  3. Отмечается снижение мотивации к самостоятельному повышению квалификации каждым учителем, из-за отсутствия учета профессиональных стандартов при повышении квалификации и при аттестации педагогов;

  4. Нет связи системы повышения квалификации учителей с высшим педагогическим образованием.

Считаем необходимыми безотлагательные, решительные меры:

  1. Провести независимую оценку эффективности АО «Өрлеу» за последние 10 лет для улучшения качества школьного образования.

  2. В рамках Указа Президента о либерализации экономики и снижения государственного участия в конкурентной среде дать возможность учителям самостоятельно полноценно использовать площадки как казахстанских, так и зарубежных педагогических вузов, организаций в системе повышения квалификации учителей. АО «Өрлеу» вывести в конкурентную среду. Ввести ваучерную систему повышения квалификации учителей.

  3. Обеспечить независимость и беспристрастность комитетов контроля в образовании, как в системе МП, так и в системе и МНВО, через вывод их из подчинения Министерств.

  4. Провести глубокий анализ программ педагогических вузов, колледжей с последующей модернизацией в целом системы подготовки учителей.

  5. Рассмотреть своевременность и адекватность предложений Министерства просвещения об объединении таких важнейших школьных предметов, как физика, химия и биология в один предмет. Считаем, что это предложение также основано на том что не могут подготовить качественных педагогов.

Образование — это основа настоящего и будущего страны. Настало время для решительных и системных прагматичных и рациональных мер, направленных на улучшение качества подготовки педагогов и школьного образования в целом.

С уважением Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:

Смирнова И.

Магеррамов М.

Нуралин А.

Сейтжан К.

Сункар И.