Заместителю Премьер-Министра
Республики Казахстан
Кошербаеву Е.Б.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Ермек Беделбаевич!
6 февраля 2025 года Министр просвещения озвучил тревожные данные о низком уровне подготовки школьных учителей. Согласно оценке знаний педагогов, проведённой в 2024 году, лишь 45% из 7 653 выпускников педагогических вузов преодолели 50% порога.
Вместе с тем, эксперты подчёркивают необходимость пересмотра как образовательных программ педагогических вузов и колледжей, так и курсов повышения квалификации педагогов.
Особую обеспокоенность вызывает низкая эффективность АО «Өрлеу», уже 10 лет монопольно предоставляющая услуги повышения квалификации учителей за государственный счет.
Только за последние 3 года АО «Өрлеу» выделено 23 млрд. тенге из народного кармана.
Итогом их работы можно признать неутешительные результаты исследований качества знаний учащихся страны, которые подтверждают эти опасения:
В международном исследовании PISA-2022 64% казахстанских школьников не преодолели даже второй из шести уровней сложности по читательской грамотности (ОЭСР -26%).
50% учащихся показали только базовый уровень по математике (ОЭСР -31%).
45% школьников справились лишь с элементарными заданиями по научной грамотности (ОЭСР -24%).
И только каждый десятый школьник Казахстана показал высокие 5-6 уровни креативного мышления, в то время как в Сингапуре это каждый второй ученик, а в Эстонии – каждый третий.
Страновой мониторинг образовательных достижений (МОДО-2023) показал снижение среднего балла девятиклассников с 47,3 (2022 г.) до 36,8 (2023 г.).
По данным НОБД (Национальная база данных), 39% учащихся 8–9 классов являются слабоуспевающими.
Эти вызовы требуют безотлагательных системных решений.
Перечислю только несколько проблем монополиста в системе повышения квалификации учителей АО «Өрлеу»:
Отмечаем отсутствие системы измерения эффективности «Өрлеу» в принципе. На сегодняшний день оценку работы «Өрлеу» дают сами «Өрлеу»;
Устойчивая закрытая система монополии АО «Өрлеу» за государственный счет в текущей системе активно осваивает бюджетные деньги, направленные на обеспечение охвата контингента, а не на эффективное повышение квалификации каждого учителя. Нет определения уровня квалификации учителя перед прохождением курса и замера после, как и ответственности за недостижение результата;
Отмечается снижение мотивации к самостоятельному повышению квалификации каждым учителем, из-за отсутствия учета профессиональных стандартов при повышении квалификации и при аттестации педагогов;
Нет связи системы повышения квалификации учителей с высшим педагогическим образованием.
Считаем необходимыми безотлагательные, решительные меры:
Провести независимую оценку эффективности АО «Өрлеу» за последние 10 лет для улучшения качества школьного образования.
В рамках Указа Президента о либерализации экономики и снижения государственного участия в конкурентной среде дать возможность учителям самостоятельно полноценно использовать площадки как казахстанских, так и зарубежных педагогических вузов, организаций в системе повышения квалификации учителей. АО «Өрлеу» вывести в конкурентную среду. Ввести ваучерную систему повышения квалификации учителей.
Обеспечить независимость и беспристрастность комитетов контроля в образовании, как в системе МП, так и в системе и МНВО, через вывод их из подчинения Министерств.
Провести глубокий анализ программ педагогических вузов, колледжей с последующей модернизацией в целом системы подготовки учителей.
Рассмотреть своевременность и адекватность предложений Министерства просвещения об объединении таких важнейших школьных предметов, как физика, химия и биология в один предмет. Считаем, что это предложение также основано на том что не могут подготовить качественных педагогов.
Образование — это основа настоящего и будущего страны. Настало время для решительных и системных прагматичных и рациональных мер, направленных на улучшение качества подготовки педагогов и школьного образования в целом.
С уважением Депутаты фракции
«Народная партия Казахстана»:
Смирнова И.
Магеррамов М.
Нуралин А.
Сейтжан К.
Сункар И.