О проблемах тарифной политики «Яндекс.Такси»

dep.jpg

Заместителю Премьер-Министра – Министру национальной экономики Саденову Е.С.

Республики Казахстан

Байбазарову Н.С.

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
                                   Уважаемый Нурлан Серикович! 

В мировом рейтинге стран по стоимости услуг такси Казахстан занимает 73-е место. По состоянию на 31 марта 2024 года, стоимость услуг такси в нашей стране составила 0,67 доллара за километр – это самый высокий показатель среди государств СНГ.

В Казахстане сложилась такая ситуация, что платформа «Яндекс.Такси» стала крупнейшим игроком на рынке услуг такси, в данный момент являясь практически монополистом.

Мы знаем, что государственные органы, обеспокоившись тем, что рост доли рынка позволяет «Яндекс.Такси» контролировать и влиять на условия рынка в целом, в прошлом году предприняли попытки регулирования деятельности указанной компании привлечением ее к административной ответственности, и положительно оцениваем результаты этой работы.

Вместе с тем, мы обеспокоены тем, что комиссия за поездки остается по-прежнему на высоком уровне и влияет на конечную стоимость услуг. Так, например, в зависимости от тарифа и региона за каждую поездку взимается комиссия сервиса от 11 до 17%. К тому же взимается плата таксопарков до 4%.

На сегодняшний день водителями «Яндекс.Такси» являются более 200 тысяч человек. Для более 50 тысяч из них – это основной заработок. Для остальных 150 тысяч человек – это дополнительный доход. И этот факт говорит о том, что людям из-за повсеместной дороговизны и низких заработных плат не хватает денег к существованию и они вынуждены таксовать.

Подводя итоги 2023 года через СМИ рапортовали информацию, что доход казахстанских таксистов более чем вдвое превысил медианную зарплату по стране. «Средняя выручка водителя такси в Казахстане, принимающего заказы через агрегатор «Яндекс. Такси», составляет 493 тыс. тенге в месяц» – писали тогда.

Мы считаем, что нельзя забывать, что выручка – это еще не чистая прибыль. И неуместно сравнивать выручку с зарплатой. С зарплатой нужно сравнивать именно чистую прибыль.

Если попробовать сделать декомпозицию для водителя такси одного условного заказа в 1000 тенге, и вычесть оттуда все комиссии и расходы на топливо, мойку и учет естественного износа автомобиля, то сумма чистого заработка водителя будет около 300-400 тенге.

Мы считаем, что стоимость услуг такси должна быть комфортной для граждан и не быть самой высокой в СНГ. А таксисты не должны отдавать львиную доля от этой цены в виде комиссий.

Исходя из вышеизложенного Народная партия Казахстана предлагает:

  1. Рассмотреть возможность снижения комиссий за услуги сервисных компаний в сфере такси до 5%-7% от заказа либо фиксированной платой за заказ от 50 до 70 тенге.
  2. Создать условия для развития отечественных компаний, предоставляющих платформенную занятость в сфере оказания услуг такси.

С уважением

Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:

Сункар И.

Магеррамов М.

Сейтжан К.

Смирнова И.

Танашева Г.