Оглашен 29.05.2024
Премьер-министру
Республики Казахстан
Бектенову О.А.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Олжас Абаевич!
В сентябре 2023 года я озвучил депутатский запрос на тему "О реформе ценообразования". В рамках этого запроса был предложен ряд реформ, которые могли бы модернизировать политику в сфере регулирования цен на товары, работы и услуги в общественно значимых сферах жизни.
В ответе прошлого Правительства было указано, что переход на рыночное ценообразование является необходимой мерой, которая повысит эффективность деятельности предприятий и улучшит качество предоставляемых товаров, работ и услуг. Более того, по его мнению, государственное ценовое регулирование воспрепятствует привлечению инвесторов в нашу страну.
Однако, за прошедшие 9 лет, регламентированные в Предпринимательском Кодексе механизмы государственного влияния на ценообразование, в частности пассивное участие государства в вопросах ценообразования не оправдали своих ожиданий.
Так, минимальная заработная плата, установленная в 2024 году, составляет 85 000 тенге. Общая сумма затрат на социально значимые продовольственные товары, которые состоят из 19 наименований, в городе Астане составляет 20 454 тенге, что равняется четверти минимальной заработной платы. Подобные показатели неприемлемы, учитывая, что у взрослого работающего человека, получающего минимальную заработную плату, на иждивении могут быть несовершеннолетние дети. Соответственно, затраты на продовольственные товары будут увеличены как минимум в 2-3 раза. Данные показатели не учитывают необходимость передвижения, досуга, обеспечения лекарственными средствами, коммунальные услуги, затраты на образование и проживание.
Исходя из изложенного, вопрос, насколько эффективна политика ценообразования в Республике Казахстан, учитывая то обстоятельство, что пороговые значения цен на продовольственные товары несопоставимо велики по отношению к минимальной заработной плате?
Для сравнения, в Беларуси предусмотрен перечень из 29 социально значимых продуктов питания, в число которых, помимо всего прочего входят и сухие молочные смеси для детского и диетического питания, каши для детского и диетического питания, консервы мясные для детского и диетического питания.
Таким образом, Беларусь предусмотрела возможности для обеспечения доступности товаров как для взрослых и детей, так и для лиц, нуждающихся в диетическом питании.
Вместе с тем, за последние годы пассивного государственного участия в вопросах ценообразования наша страна не достигла ожидаемой инвестиционной привлекательности, развитие же промышленности и предпринимательства - не смогло достигнуть того уровня, который бы явно показывал реальную эффективность введенных Предпринимательским Кодексом механизмов, которые так яростно отстаивались прошлым Правительством.
На основании вышеизложенного возникает вопрос к новому Правительству: не считаете ли вы уместным пересмотреть вопрос участия государства в политике ценообразования поставив во главу все- таки интересы человека, а не бизнеса?
С уважением Депутаты фракции
«Народная партия Казахстана»:
Сункар И.
Магеррамов М.
Сейтжан К.
Смирнова И.
Танашева Г.