О реформе технического и профессионального образования

dep.jpg

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Бектенову О.А.

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
                                   Уважаемый Олжас Абаевич!

В Послании народу Казахстана Президент объявил 2025 год Годом рабочих профессий и отметил необходимость осуществить реформу системы технического и профессионального образования.

Ранее фракция Народной партии Казахстана уже обращалась в Министерство просвещения о системных проблемах в ТиПО.

  1. Недостаточное финансирование ТиПО. Сегодня оно ниже, чем в дошкольных и школьных организациях в 2 раза.

  2. Диспропорция в распределении государственного образовательного заказа. Колледжи готовят специалистов, невостребованных на современных производствах и местных рынках труда.

  3. Крайне низкий уровень взаимодействия колледжей с предприятиями в дуальном обучении.

  4. Отсутствие системы независимой сертификации выпускников, способной объективно, на международном уровне оценивать их компетенции и навыки.

  5. Низкий уровень внедрения современных образовательных программ и технологий.

Старые программы не позволяют студентам овладеть актуальными навыками «здесь и сейчас».

Предлагаем Министерству просвещения создать рабочую группу по реформированию системы ТиПО.

Считаем, что первоочередными задачами являются:

  1. Профилизация колледжей. Внедрение информационной системы, которая будет отслеживать и прогнозировать потребности в кадрах в режиме реального времени. Разработка и реализация региональных образовательных программ, основанных на этих данных.

  2. Создание центров компетенции. С привлечением национальных и международных партнеров. Введение обязательных стажировок для преподавателей и студентов в ведущих компаниях отрасли.

  3. Развитие предпринимательских навыков. Создание при колледжах бизнес-инкубаторов. Для практического обучения студентов, создания стартапов и получения источника дополнительных доходов для образовательных учреждений.

  4. Передача ТиПО в доверительное управление крупным предприятиям, успешным учебным заведениям в рамках долгосрочных контрактов. Они смогут напрямую участвовать в разработке учебных планов и организации практического обучения, что повысит качество подготовки специалистов. Необходима разработка нормативно-правовой базы для передачи ТиПО в доверительное управление. Пилотное внедрение этой схемы в нескольких регионах с последующим масштабированием.

  5. Кластеризация образовательных программ.

  6. Внедрение программы ранней профдиагностики и ориентации школьников. Взаимодействие колледжей и школ на уровне совместных учебных программ.

  7. Признание результатов обучения ТиПО для продолжения образования в вузах. Разработка системы признания результатов обучения в колледжах, после независимой сертификации качества, для их интеграции в университетские программы, что позволит выпускникам колледжей продолжать образование в вузах и повысит привлекательность ТиПО.

  8. Создание независимой системы сертификации качества подготовки выпускников колледжей на основе международных стандартов.

С уважением Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:

Сункар И.

Магеррамов М.

Сейтжан К.

Смирнова И.

Танашева Г.