Премьер-Министру
Республики Казахстан
Бектенову О.А.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Олжас Абаевич!
В Послании народу Казахстана Президент объявил 2025 год Годом рабочих профессий и отметил необходимость осуществить реформу системы технического и профессионального образования.
Ранее фракция Народной партии Казахстана уже обращалась в Министерство просвещения о системных проблемах в ТиПО.
Недостаточное финансирование ТиПО. Сегодня оно ниже, чем в дошкольных и школьных организациях в 2 раза.
Диспропорция в распределении государственного образовательного заказа. Колледжи готовят специалистов, невостребованных на современных производствах и местных рынках труда.
Крайне низкий уровень взаимодействия колледжей с предприятиями в дуальном обучении.
Отсутствие системы независимой сертификации выпускников, способной объективно, на международном уровне оценивать их компетенции и навыки.
Низкий уровень внедрения современных образовательных программ и технологий.
Старые программы не позволяют студентам овладеть актуальными навыками «здесь и сейчас».
Предлагаем Министерству просвещения создать рабочую группу по реформированию системы ТиПО.
Считаем, что первоочередными задачами являются:
Профилизация колледжей. Внедрение информационной системы, которая будет отслеживать и прогнозировать потребности в кадрах в режиме реального времени. Разработка и реализация региональных образовательных программ, основанных на этих данных.
Создание центров компетенции. С привлечением национальных и международных партнеров. Введение обязательных стажировок для преподавателей и студентов в ведущих компаниях отрасли.
Развитие предпринимательских навыков. Создание при колледжах бизнес-инкубаторов. Для практического обучения студентов, создания стартапов и получения источника дополнительных доходов для образовательных учреждений.
Передача ТиПО в доверительное управление крупным предприятиям, успешным учебным заведениям в рамках долгосрочных контрактов. Они смогут напрямую участвовать в разработке учебных планов и организации практического обучения, что повысит качество подготовки специалистов. Необходима разработка нормативно-правовой базы для передачи ТиПО в доверительное управление. Пилотное внедрение этой схемы в нескольких регионах с последующим масштабированием.
Кластеризация образовательных программ.
Внедрение программы ранней профдиагностики и ориентации школьников. Взаимодействие колледжей и школ на уровне совместных учебных программ.
Признание результатов обучения ТиПО для продолжения образования в вузах. Разработка системы признания результатов обучения в колледжах, после независимой сертификации качества, для их интеграции в университетские программы, что позволит выпускникам колледжей продолжать образование в вузах и повысит привлекательность ТиПО.
Создание независимой системы сертификации качества подготовки выпускников колледжей на основе международных стандартов.
С уважением Депутаты фракции
«Народная партия Казахстана»:
Сункар И.
Магеррамов М.
Сейтжан К.
Смирнова И.
Танашева Г.