Первому Заместителю
Премьер-Министра
Республики Казахстан
Р.В. Скляру
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Глава государства в своем послании народу Казахстана поднял вопрос состояния автомобильных дорог. Действительно, уже на протяжении многих лет, несмотря на ежегодное выделение значительных заемных и бюджетных средств, качество наших дорог не улучшается. Помимо известных всем проблем, основными нерешенными вопросами в отрасли остаются: устаревшая спецтехника, нехватка битума в строительный сезон, борьба с перевесом большегрузного транспорта, разрушающего дороги, и развитие придорожного сервиса. Все это в конечном итоге приводит к отсутствию надлежащего качества дорог в стране.
Существующие методы организации автодорожных работ, посредством договоров государственных закупок, привели к коррупции, низкому качеству дорог и ежегодной необходимости ремонта дорожных покрытий. Единственная цель, которую преследуют подрядчики по таким договорам, — уложиться в сжатые сроки и получить деньги от государства, в то время как вопрос качества дорог отходит на второй план.
Мы предлагаем механизм экономии бюджетных средств через ГЧП. Нужно кардинально изменить подход: от подрядчиков, которые отвечают за состояние дороги только на срок одного года, к «хозяевам» дорог, которые будут заинтересованы строить качественно, чтобы впоследствии меньше их ремонтировать. Вместо договоров о государственных закупках необходимо заключать договоры государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Следует объединить на одном участке все работы в один долгосрочный контракт по содержанию дорог, включая средний и капитальный ремонт.
Предыдущий неудачный опыт КазАвтоЖол, связанный с передачей на аутсорсинг только содержания дорог, не дал хороших результатов. Вместо нескольких тысяч договоров госзакупок, необходимо заключить около 300-500 долгосрочных договоров ГЧП на всю сеть КазАвтоЖол. Эти договоры должны охватывать участки дорог длиной 200-300 км каждый, с предоставлением частному партнеру в пользование зданий дорожно-эксплуатационных управлений для складирования инертных материалов, битума и необходимого оборудования.
Долгосрочный договор позволит подрядчику удерживать ключевой и вспомогательный персонал на участке в течение нескольких лет, приобретать новую спецтехнику в лизинг и заранее закупать необходимый объем битума. Это поможет снизить коррупцию и повысить качество дорог за счет изменения подхода подрядчика к выполняемым работам, улучшить придорожный сервис и содержание туалетов, а также обеспечить контроль за перевесом большегрузного автотранспорта путем установки автоматизированных средств взвешивания.
Примером успешного применения долгосрочных контрактов ГЧП в автодорожной отрасли могут служить скандинавские страны, которые добились отличных результатов. Применение таких контрактов позволяет снизить совокупные затраты на ремонт и содержание дорог примерно на 40-50% за счет соблюдения и даже увеличения межремонтных сроков.
На одном из мероприятий нашей фракции упоминалось, что в 2018 году Азиатский банк развития подготовил рекомендации по эффективным контрактам на содержание дорог для стран Центральной Азии и выразил готовность финансировать частных подрядчиков по таким долгосрочным контрактам ГЧП. Однако, даже при таких обстоятельствах уполномоченный орган уже почти 6 лет не хочет рассматривать возможность создания программного ГЧП на основе международного опыта по долгосрочным договорам в автодорожной отрасли.
В связи с изложенным:
Просим предоставить утвержденный график ремонта и строительства межобластных и межрайонных автомобильных дорог с подробным указанием сроков начала и окончания работ.
Прошу предоставить подробный анализ, содержащий в себе отличительные преимущества применения государственных закупок в сфере ремонта и строительства дорог через призму его сравнения с механизмом ГЧП.
С уважением Депутаты фракции
«Народная партия Казахстана»:
Сункар И.
Магеррамов М.
Сейтжан К.
Смирнова И.
Танашева Г.