Об обеспечении пациентов с редкими заболеваниями оригинальными препаратами вместо аналоговых

dep.jpg

Заместителю премьер-министра

Республики Казахстан

Кульгинову А. С.

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

                                    Уважаемый Алтай Сейдирович!

В Народную партию Казахстана поступают обращения от граждан по вопросам об обеспечении лекарственными средствами, которое гарантировано государством, однако на самом деле они лишены возможности получить жизненно-необходимое лекарство.

В свое время был создан единый дистрибьютор для обеспечения лекарственными средствами населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, повышения устойчивости и конкурентоспособности фармацевтической отрасли Республики Казахстан, и развития фармацевтической промышленности путем консолидации государственных закупок лекарственных средств.

Это должно было помочь нам выйти на новый, более качественный и количественный, уровень обеспечения лекарственными средствами граждан страны.

По факту же, люди, страдающие редкими заболеваниями, требующими особого лечения и дефицитных лекарств, обивают пороги государственных лечебных и медицинских учреждений, добиваясь выделения им редких дорогостоящих лекарственных средств.

Комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан при обращении для ввоза оригинальных препаратов, ссылается на наличие зарегистрированных аналогов запрашиваемых препаратов. И тут возникает проблема эффективности и переносимости аналогов оригинального препарата (дженерика). Зачастую, аналог оказывается либо неэффективен, либо вызывает различные побочные эффекты. При наличии нескольких аналогов, пациентам предлагается попробовать прием каждого из них, и при наличии побочных эффектов или индивидуальной непереносимости, заполнить так называемую «жёлтую карту» для смены препарата.

Если не брать во внимание, что заполнение «жёлтой карты» для пациента оборачивается огромной потерей времени при бесконечном посещении лечебных заведений, следует обратить внимание, что все эти процедуры предлагаются людям с тяжёлыми заболеваниями, для которых зачастую каждый выход из дома сопряжен с болью, ухудшением состояния и дискомфортом.

Так как эти лекарственные средства (аналоги) имеют пролонгированное действие, нет никакой медицинской возможности сделать моментальные пробы на переносимость препаратов. Соответственно, предложение «пробовать» различные препараты выглядит, как проведение опытов на человеке. А это, в свою очередь, мы считаем, бесчеловечно и негуманно! А если учесть болезненное состояние, то еще и опасно для жизни и здоровья! И почему люди, которые имеют полное законное право на получение оригинальных лекарственных средств, должны испытывать на себе аналоги, а то и аналоги аналогов?

Надо понимать, что все то время, пока пациент с тяжелым, а порой и неизлечимым, заболеванием пробует аналог препарата, разрешенный для ввоза в РК, борется с побочными действиями, подвергается исследованиям для заполнения «желтой карты», он не получает лечения основного заболевания, что часто приводит к прогрессированию заболевания и ухудшению состояния пациента.

На основании вышеизложенного просим решить проблему ввоза оригинальных лекарственных средств и их обеспечение для людей с тяжелыми, редкими заболеваниями. В Народную партию Казахстана поступают обращения от граждан по вопросам об обеспечении лекарственными средствами, которое гарантировано государством, однако на самом деле они лишены возможности получить жизненно-необходимое лекарство.

В свое время был создан единый дистрибьютор для обеспечения лекарственными средствами населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, повышения устойчивости и конкурентоспособности фармацевтической отрасли Республики Казахстан, и развития фармацевтической промышленности путем консолидации государственных закупок лекарственных средств.

Это должно было помочь нам выйти на новый, более качественный и количественный, уровень обеспечения лекарственными средствами граждан страны.

По факту же, люди, страдающие редкими заболеваниями, требующими особого лечения и дефицитных лекарств, обивают пороги государственных лечебных и медицинских учреждений, добиваясь выделения им редких дорогостоящих лекарственных средств.

Комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан при обращении для ввоза оригинальных препаратов, ссылается на наличие зарегистрированных аналогов запрашиваемых препаратов. И тут возникает проблема эффективности и переносимости аналогов оригинального препарата (дженерика). Зачастую, аналог оказывается либо неэффективен, либо вызывает различные побочные эффекты. При наличии нескольких аналогов, пациентам предлагается попробовать прием каждого из них, и при наличии побочных эффектов или индивидуальной непереносимости, заполнить так называемую «жёлтую карту» для смены препарата.

Если не брать во внимание, что заполнение «жёлтой карты» для пациента оборачивается огромной потерей времени при бесконечном посещении лечебных заведений, следует обратить внимание, что все эти процедуры предлагаются людям с тяжёлыми заболеваниями, для которых зачастую каждый выход из дома сопряжен с болью, ухудшением состояния и дискомфортом.

Так как эти лекарственные средства (аналоги) имеют пролонгированное действие, нет никакой медицинской возможности сделать моментальные пробы на переносимость препаратов. Соответственно, предложение «пробовать» различные препараты выглядит, как проведение опытов на человеке. А это, в свою очередь, мы считаем, бесчеловечно и негуманно! А если учесть болезненное состояние, то еще и опасно для жизни и здоровья! И почему люди, которые имеют полное законное право на получение оригинальных лекарственных средств, должны испытывать на себе аналоги, а то и аналоги аналогов?

Надо понимать, что все то время, пока пациент с тяжелым, а порой и неизлечимым, заболеванием пробует аналог препарата, разрешенный для ввоза в РК, борется с побочными действиями, подвергается исследованиям для заполнения «желтой карты», он не получает лечения основного заболевания, что часто приводит к прогрессированию заболевания и ухудшению состояния пациента.

На основании вышеизложенного просим решить проблему ввоза оригинальных лекарственных средств и их обеспечение для людей с тяжелыми, редкими заболеваниями.

Депутаты фракции «Народная партия Казахстана»:

М. Магеррамов

К. Сейтжан

И. Смирнова

И. Сункар

Г. Танашева

Оглашен: 03.05.2023 г.