Перевод финансирования частных школ на уровень местных исполнительных органов раскритиковала депутат от Народной партии Казахстана, представитель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Ирина Смирнова. В ходе Правительственного часа на тему «Новые подходы по определению трансфертов общего характера», мажилисвумен предложила отменить эту практику.
По данным статистики в республике работает более 600 частных школ, обеспечивающих около 300 тысяч ученических мест, (примерно 10% от школьников страны). Также, «частники» решают вопрос дефицита в переполненных государственных школах и создают новые рабочие места.
– То есть частные образовательные структуры сняли с государства необходимость в строительстве этих школ, – объяснила Смирнова. – Это позволило снизить нагрузку на бюджет, так как создание ученического места в частной школе осуществляется за счет самого предпринимателя, без вложения бюджетных средств.
Однако, перевод финансирования государственного образовательного заказа на уровень местных бюджетов привел к целому ряду негативных последствий, которые ставят под угрозу устойчивость функционирования одного из успешных масштабных образовательных проектов страны.
– Основные проблемы – это усложнение бюрократических процедур, – подчеркнула депутат. – Это уже привело к увеличению времени распределения средств и даже в отказам в выплатах.
Для частника подобный подход чреват банкротством: задержки в выплате заработной платы, в оплате налогов, коммунальных услуг и т.д. Особо уязвимыми являются школы, полностью зависящие от госзаказа и работающие только за бюджетные средства, без оплаты со стороны родителей. Как следствие, это может привести к ухудшению качества образования, особенно в дотационных регионах.
– Существуют риски недофинансирования, – сообщила Смирнова. – И местные бюджеты, в отличие от республиканского, более подвержены колебаниям и ограничены в ресурсах.
Кроме того, финансирование на местном уровне автоматически снижает прозрачность расходов, а значит – создает возможности для субъективизма и коррупционных проявлений.
– Необходимо рассмотреть вопрос о механизме размещения и финансирования государственного образовательного заказа на уровень, центрального уполномоченного органа, – резюмировала мажилисмвумен. – Так мы сможем обеспечить стабильность, прозрачность и равный доступ к качественному образованию для всех детей.