Народная партия Казахстана борется с дискриминацией детей с особыми потребностями. Как показывает практика, очень часто у нас в Казахстане таким малышам отказывают в праве на дошкольное образование.
По словам депутата от НПК Кенжегула Сейтжана, к сожалению, интересы детей с инвалидностью, при разработке государственной образовательной политики, у нас обычно игнорируются.
– Во всем мире такие дети ходят в обычные организации дошкольного образования, – отметил мажилисмен. – А у нас в обычных детсадах отсутствуют условия для их обучения.
Сославшись на международный опыт, Сейтжан подчеркнул, что, например, незрячий ребенок вполне может обучаться наравне с другими детьми. Для этого необходим подготовленный персонал, доступная среда и специализированные дидактические и игровые материалы. Но в штатах казахстанских детсадов чаще всего нет единиц для оплаты тифлопедагогов.
– Одним из принципов инклюзивного образования является его непрерывность, – напомнил депутат от НПК. – У нас же, семья, где растет незрячий ребенок, чаще всего остается наедине с проблемой воспитания и обучения своего ребенка, а сам ребенок, практически до школьного возраста, находится в изоляции.
Фракция НПК считает, что дошкольное образование тоже должно быть инклюзивным, тем более, что приказы МОН РК это оговаривают. Осталось только изменить постановление ведомства и ввести специалистов по работе с особыми детьми в штат. А еще – подготовить к такой работе персонал детсадов и провести просветительскую работу с родителями.
– Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации безбарьерной среды, – уточнил Сейтжан, – но прежде всего с проблемами социального свойства. Это психологические барьеры и профессиональные стереотипы у педагогов, детей и их родителей в отношении инклюзии.
Кроме того, по мнению мажилисмена, следует создать единую программу дошкольного образования особых детей и систему раннего выявления патологий. В нашей стране работа с детьми в среднем начинается с 2-3 лет, и то, если родители ребенка смогли увидеть отклонения и обратиться вовремя за помощью. По статистике около 150 тысяч детей в стране уже сейчас нуждаются в раннем вмешательстве и коррекции. Но наши медики и педагоги безнадежно упускают время для успешной социализации малышей.
– Не получив помощь сейчас, данные детки «завтра» пополнят списки детей с ограниченными возможностями, а потом перейдут в статус «дети с инвалидностью», – резюмировал депутат от НПК. – А бюджет завтра будет выделять суммы на госпособия для них и на создание специальных образовательных условий.