Президент РК Касым-Жомарт Токаев провел расширенное заседание с обновленным составом Правительства. В ходе доклада, глава государства подвел итоги ушедшего года и обозначил актуальные задачи для исполнительно власти на ближайшую перспективу. Как оказалось, многие вопросы перекликаются с ранее озвученными предложениями и инициативами Народной партии Казахстана.
Нам любые дороги налоги
Говоря о новом импульсе деятельности Правительства, Токаев первым делом отметил необходимость кардинально повысить эффективность бюджетной и налоговой политик.
– Перед Правительством по-прежнему стоит задача эффективного управления бюджетом, – уточнил глава государства.
Инструментом совершенствования бюджетной политики призван стать новый Налоговый Кодекс. Парламентская фракция НПК неоднократно проводила круглые столы, консультации и экспертные встречи с отечественными бизнесменами по этому вопросу. Более того, фракция намерена сформировать экспертную группу, которая, вместе с депутатами будет конкретно и предметно работать над документом.
– Новый Налоговый Кодекс должен быть не только прозрачным, но и понятным, – отметил глава фракции НПК Магеррам Магеррамов.
Рассуждая о новой системе налогообложения, Президент подчеркнул необходимость изменения налоговых спецрежимов, стимулирования реинвестирования полученных доходов в развитие бизнеса и пр.
– Даже самая продвинутая налоговая политика будет неэффективной, если не выстроить правильное администрирование, – подчеркнул глава государства. – Нужно снизить административный прессинг, в том числе через применение принципа регуляторной гильотины. В общем, необходимы качественные изменения в этой сфере.
Свои предложения о расширении сферы применения налоговых спецрежимов НПК озвучивала в депутатских запросах фракции. В частности, депутаты предлагали переработать ряд законодательных норм, что позволило бы снизить предпринимательские риски и сократить бюрократические процедуры.
Куда едет велосипед ГЧП?
Высказываясь об инвестиционной политике глава государства отметил важность качественной подготовки Национального инфраструктурного плана.
– Собрать, как говорится, все «хотелки» в один документ и потом жаловаться на то, что из бюджета не выделены средства, – это не иначе как расписка в своей некомпетентности, – особо отметил Токаев.
Что планирование – слабое место в стратегиях казахстанского Правительства, в НПК говорили не раз.
– Планирование должно быть ориентировано на конкретные результаты для развития экономики и улучшения качества жизни казахстанцев, – отмечали мажилисмены от НПК. – Основная задача здесь – исключить хронические проблемы, включая отсутствие оценки эффективности, ответственности должностных лиц за результаты и некорректность целевых индикаторов.
Еще одним источником инвестиций президент назвал возврат незаконно выведенных из страны активов.
– Поступающие средства надо направлять на реализацию важных для страны проектов, – уточнил Токаев. – В то же время еще раз предупреждаю – нельзя «перегибать палку», произвол со стороны правоохранительных органов недопустим.
Депутаты от НПК принимали самое деятельное участие в создании и реализации новой законодательной базы, направленной на возврат государству незаконно приобретенных активов.
– Если внимательно почитать законодательство, то становится понятным, что оно направлено против коррупционеров и олигархов, обкрадывавших нашу страну, – констатировал тогда Магеррамов. – Поэтому добросовестным инвесторам, как иностранным, так и казахстанским, бояться нечего.
«Террой инкогнита» остается для Казахстана и сфера государственно-частного партнерства.
– Действующие нормы и процедуры в этой сфере либо обременительны для бизнеса, либо, напротив, очень выгодны инвестору, но не приносят пользы государству, – напомнил Президент РК. – Одним словом, важно сохранить баланс между интересами государства и инвестора. Не надо «изобретать велосипед» – используйте передовой мировой опыт.
Эту же проблему взаимовыгодного баланса «бизнесмен/государство» фракция НПК обсуждала на своих экспертных встречах, посвященных законодательству о ГЧП. Как констатировали специалисты, в минувшем году этот сектор пережил заметный спад. Виной тому постоянные поправки в НПА, банальное незнание чиновников, что такое ГЧП, а то и попытки подменить его социальной ответственностью бизнеса.
Выступая на заседании, Президент назвал актуальной проблемой отсутствие эффективного регулирования строительной отрасли, играющей большую роль в социально-экономической жизни государства.
– Инвесторы теряют время, деньги и мотивацию, а затем уходят в страны с минимальными требованиями к получению разрешительных документов, – не без иронии подчеркнул он.
Бюрократия в строительном секторе Казахстана уже давно стала притчей во языцех. А также темой для обсуждения на конференциях, круглых столах и других мероприятиях НПК. Свои предложения об альтернативных возможностях жилищного строительства, например, используя схему жилищных кооперативов, фракция неоднократно направляла в Правительство страны.
Решить строительные проблемы должен был новый Градостроительный Кодекс. Однако, даже Президент заметил, что созданный документ просто дублирует старые нормы.
– В отрасли накопились острые вопросы, касающиеся долевого строительства, незаконной и точечной застройки, реформы ОСИ, – подчеркнул глава государства. – Граждане регулярно высказывают недовольство, но со стороны уполномоченных органов действенных мер для решения этих проблем пока нет.
О недоработках грядущего Строительного Кодекса депутаты НПК вместе с экспертами, говорили, буквально, на днях.
– Предлагаемый Строительный Кодекс не только не решит, а наоборот усугубит существующие проблемы отрасли, – констатировал тогда глава фракции НПК.
Кто в промышленности хозяин?
Серьезные реформы жду в квазигосударственный сектор (КГС).
– На группу компаний Фонда «Самрук-Казына» приходится самая большая доля государства в экономике, поэтому эту работу надо начать с него, – обозначил приоритеты Касым-Жомарт Токаев. – Требуются новые системные меры для фундаментального оздоровления Фонда.
Свои предложения по подводу реформ квазигоссектора НПК озвучивала еще на минувшей сессии парламента. И начать депутаты предлагали с Совета Директоров. А еще – снизить возможность участия государственных служащих в деятельности КГС, создать реестр кандидатов в члены Совета директоров для республиканских субъектов КГС и регламентировать данный процесс в целом.
– Управление государственными активами должно стать более прозрачным, – заявил тогда Магеррам Магеррамов. – Следует прекратить практику неэффективного расходования ресурсов национальных компаний и построить эффективный метод распределения средств заработной платы/вознаграждений.
Жесткий контроль за поддержанием технического состояния предприятий глава государства назвал крайне важным вопросом.
– У нас перед глазами ситуация, когда инвестор выкачивал прибыль, игнорируя вопросы модернизации предприятия, экологии, безопасности труда, –напомнил Президент. – Следует в кратчайшие сроки восстановить шахты, усилить промышленную безопасность, обновить материально-техническую базу.
Еще задолго до аварии на шахте Костенко, унесшей жизнь 42 горняков НПК предлагала провести комплексный аудит Арселор Миттал и вообще всех крупных предприятий горно-металлургического комплекса, на предмет нарушений техники безопасности. Тогда, к сожалению, к мнению парламентариев не прислушались.
Проигнорировало Правительство и предложение партии провести аудит коммунально-энергетических предприятий страны, выдвинутое еще за год до масштабных аварий на ТЭЦ Казахстана. Тогда, в своем депутатском запросе, фракция НПК предложила сформировать государственную комиссию по вопросам энергетической безопасности для определения неотложных мероприятий и принятия мер к их реализации. Увы, Правительство, сочло такие действия нецелесообразными. Зима показала, кто оказался прав.
– Требуется ускорить модернизацию коммунально-энергетического сектора, – заявил глава государства. – Каждый отопительный сезон вскрывает одни и те же проблемы. Госорганы не извлекают уроков из системных ошибок и упущений, которые довели отрасль до ее нынешнего состояния.
Разногласия в земельном вопросе
Фактором, кардинально сдерживающим развитие АПК, Президент назвал хроническую недофинансированность отрасли.
– Недостаток инвестиций приводит к износу сельхозтехники, низкой урожайности, невысокой производительности труда, – объяснил он. – Следует максимально увеличить финансирование сельского хозяйства, привлекая не только бюджетные деньги, но и средства из других источников.
Ранее НПК неоднократно предлагала создать специализированный Аграрный банк, который бы предметно занимался финансированием сельхозтоваропроизводителей. И Министерство сельского хозяйства, в последнее время, было даже готово пойти навстречу.
– Нужны новые механизмы финансирования АПК, – считает депутат от НПК Ислам Сункар. – Остается вопрос, каким этот Агробанк должен быть? Здесь нужно рассмотреть не просто вопрос создания нового банка, но и придания ему отдельного статуса.
Впрочем, вопросы земли не ограничиваются ее обработкой. Сейчас экологии Казахстана серьезно угрожают мусорные свалки.
– Нужно строить, прежде всего в крупных городах, заводы по переработке твердых бытовых отходов, привлекая для этого инвесторов, – поручил глава государства, – а также заниматься озеленением городов.
Аналогичные предложения выдвигал в своем депутатском запросе мажилисмен от НПК Кенжегул Сейтжан. Внедрение раздельного сбора ТБО, считает мажилисмен, могло бы вполовину снизить нагрузку, как на мусорные полигоны, так и на бюджет. А еще усовершенствование прозрачности системы сбора отходов, пересмотр тарификации за вывоз ТБО, и, что, самое главное – внедрение среди населения новой культуры рачительного отношения к потреблению.
– Обеспечение страны водой – крайне важная задача, вопрос национальной безопасности, – напомнил Президент. – Прежде всего, следует широко внедрять водосберегающие технологии. Предстоит осуществить общестрановую кампанию внедрения культуры водопотребления – вода у нас расходуется как попало.
Впрочем, к сожалению инициативы граждан, по водосбережению, не всегда находят понимание у чиновников. Конечно, Правительство РК приняло Концепцию развития системы управления водными ресурсами РК на 2024-2030 годы. Для обеспечения водной безопасности страны предусматриваются строительство 20 новых и реконструкция 15 действующих водохранилищ, а также модернизация более 14 тыс. км ирригационных каналов и гидротехнических сооружений. Крайне интересно, попадут ли в это список, например, водохранилища Кордайского района, проблему которых поднимала депутат от НПК Ирина Смирнова. Жители района просят разрешение провести очистку заросших илом местных водохранилищ, оставшихся в наследство с советской эпохи. Очистка позволит накапливать там воду с весеннего водосброса и снегозадержания.
– У людей даже есть проект, как все это сделать, – подчеркнула Смирнова. – Они не просто возмущаются дефицитом воды – у них есть конструктивные предложения со всеми расчетами, как исправить ситуацию.
И, о социальном…
И, конечно, больным вопросом, требующим особого внимания, в Казахстане остается социальная сфера.
– Здесь реформа должна быть сосредоточена на полном пересмотре структуры и механизмов социальной помощи и поддержки, – поручил глава государства. – Поддержку нужно оказывать действительно нуждающимся людям, а не живущим в своих домах и имеющим дорогие автомобили.
Народная партия Казахстана предлагала ввести такие механизмы, вроде введения единого пособия на каждого ребенка, и отменить не оправдавшую себя систему адресной социальной помощи (АСП)
– Одна из главных социальных проблем Казахстана – это по-прежнему высокий уровень бедности, – считает депутат от НПК Гаухар Танашева. – В прошлом году количество граждан, с доходами ниже прожиточного минимума, составило рекордные 1,1 миллиона человек.
О недоработках системы обязательного социального медицинского страхования говорят еще со времен пандемии ковида. Однако, никакого прогресса в отечественной медицине не наблюдается.
– Правительству нужно взять на жесткий контроль функционирование системы медстрахования, – подчеркнул Президент. – Данный инструмент должен быть простым и понятным.
А еще – он должен быть объективным. Депутаты от НПК неоднократно поднимали проблему того, что существующая система абсолютно не учитывает длительность периода уплаты страховых взносов, что несправедливо. В итоге, граждане исправно платившие взносы на протяжении нескольких лет, даже при кратковременной потере дохода, приобретают статус незастрахованных. В настоящее время, согласно закону, человек при потере работы, в течение трех месяцев может находиться в системе ОСМС и получать медицинскую помощь. Министерство здравоохранения обещало продлить этот срок до года, но дальше обещаний дело не двинулось.
– Правительство получило достаточно полномочий, – резюмировал Президент Токаев свое выступление. – В полной мере используйте эти возможности, оперативно принимайте необходимые решения.
Народная партия Казахстана полностью разделяет это мнение. И готова к конструктивному сотрудничеству с новым Правительством.