Куда завезет страну убыточный «локомотив национальной экономики» НК «Казахстан Темир Жолы»? Ответ на этот вопрос намерена выяснить Народная партия Казахстана.
Выступая на пленарном заседании Мажилиса, депутат от НПК Айбек Паяев подчеркнул, что НК «КТЖ» постоянно пытается привлекать средства из государственного бюджета на реализацию своих инвестиционных проектов.
«Качество пассажирских перевозок остается крайне низким. Вагонный парк устарел, а собственное производство и обслуживание не налажено», – констатировал мажилисмен.
Более того, несколько лет назад транспортная прокуратура выявила факты фальсификации сертификатов о казахстанском происхождении вагонов, якобы производимых вагоностроительным предприятием «Тулпар-Тальго». Как показала проверка, «казахстанский компонент» здесь оказался нулевым – готовые вагоны привозились из Европы и выдавались за продукцию отечественного вагоностроительного предприятия.
Сейчас руководство компании планирует реализовать контракт со швейцарской компанией «Штадлер» на закупку для АО «НК «КТЖ» 700 вагонов стоимостью более 1 млн евро каждый. «При этом у нас, непосредственно в РК, нет мощностей по ремонту и обслуживанию этих вагонов. Следовательно, все это будет производиться в Швейцарии, что также потребует больших расходов из бюджета», – уточнил мажилисмен. НПК предлагает поискать причины плачевного состояния вагонного парка в самой НК «КТЖ» и разобраться, почему мы пришли к такому положению дел в сфере железнодорожного транспорта и перевозок, а вместо поиска и устранения причин убытков – латаем дыры дорогостоящими контрактами.
«В области грузовых перевозок отмечены факты занижения оценочной стоимости вагонов и их продажи по цене ниже рыночной заинтересованным структурам», – сообщил Паяев. В свое время прокуратура выявила у КТЖ целый «букет» самых разнообразных нарушений: сокрытие фактов изношенности путей и подвижного состава, хищения при ремонте магистральных сетей, незаконную приватизацию подъездных путей и ж/д тупиков и пр. Качество услуг, предоставляемых пассажирам, тоже оставляет желать лучшего. При этом Казахстан обладает огромным транзитным потенциалом, но проблемы в КТЖ тормозят процесс его развития.
«Прошу предоставить информацию о проводимой работе по снижению убытков НК «КТЖ», – резюмировал депутатский запрос Айбек Паяев.