Каковы ориентиры казахстанской медицины?

dep.jpg

Почти половина населения Казахстана недовольна качеством отечественных медицинских услуг. Такую цифру озвучила в ходе Правительственного часа, посвященного вопросам обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), заместитель председателя Мажилиса депутат Дания Еспаева.

По словам Еспаевой, в период с 2022 по 2025 годы расходы на сферу здравоохранения увеличились в 2,8 раза, однако это не привело к улучшению ключевых показателей.

– Сейчас медицинские организации переходят от «пациентоориентированности» к «доходоориентированности», — подчеркнула мажилисвумен.

Весьма объективно ситуацию в казахстанском здравоохранении охарактеризовал депутат от Народной партии Казахстана Ислам Сункар. Он сообщил, что НПК провела во всех регионах страны социологическое исследование по оценке качества системы ОСМС. Анализ результатов показал, что каждый третий респондент сталкивался с отказом в медицинских услугах. Серьезной проблемой остается вопрос обеспечения населения бесплатными лекарствами и оплатой дополнительных услуг, не входящих в страховку. Острым остается вопрос очередей, особенно к узким специалистам, и завышенная стоимость страхования.

– По нашему мнению, одной из больших проблем является несовершенство линейной шкалы оценки исполнения договора по оказанию услуг в рамках ГОБМП и ОСМС, – констатировал Ислам Сункар. – Эти вопросы регулярно поднимаются организациями здравоохранения во время выездов депутатов в регионы.

Сегодня медучреждения должны заблаговременно подавать заявки на финансирование со стороны Фонда медицинского страхования (ФОМС), согласно планируемому объему оказания услуг. В то же время Фонд не всегда удовлетворяет заявленный объем, а финансирует согласно своей методике, что в конце концов приводит к перевыполнению утвержденного плана.

– В реальности больницы и поликлиники не получают дополнительного финансирования за перевыполненный объем, – объяснил мажилисмен. – В то же время они не могут отказать пациентам в оказании медицинской помощи. Пациентам, то есть потребителям медуслуг, совершенно не важно, как распределяется финансирование. Им нужны конечные услуги, за которые они платят.

Ко всему прочему ФОМС умудряется находить нарушения в деятельности больниц и поликлиник, налагая на них штрафы. Таким образом, что медицинские организации недосчитываются по 100-200 миллионов в год.

– Получается, что Фонд своим нерациональным подходом вызывает многочисленные жалобы со стороны населения, но в итоге без вины виноватыми оказываются поликлиники и больницы, которых за это штрафуют, – подытожил депутат. – Мы считаем, что контролем качества должен заниматься только Комитет контроля качества медуслуг.

Резюмируя, Ислам Сункар отметил, что система ОСМС нуждается в срочных серьезных изменениях, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение взаимодействия между пациентами и страховщиками, а также увеличение спектра предоставляемых услуг.


Подписывайтесь на наш официальный аккаунт:
@halyk_partiyasy