Казахстанские банки, при оказании финансовых услуг, дискриминируют клиентов с ограниченными возможностями. Эту проблему поднял депутат от Народной партии Казахстана Кенжегул Сейтжан.
На сегодняшний день в Казахстане проживает более 700 000 людей с инвалидностью, из них более 400 000 человек – трудоспособного возраста. Люди с инвалидностью (ЛСИ) имеют пластиковые карты, делают переводы и платежи, получают пособия, словом нуждаются в банковских услугах, как и обычные граждане.
– Лица с инвалидностью постоянно сталкиваются с финансовой дискриминацией, – констатировал мажилисмен. – Они не могут наравне со всеми пользоваться услугами финансовых организаций.
Придя в банк, ЛСИ сталкиваются с многочисленными непреодолимыми барьерами. В зданиях нет пандусов и подъемников, а окна касс расположены слишком высоко, для человека на коляске. Мобильные приложения и банкоматы не оборудованы технологиями для использования их незрячими и слабовидящими людьми, а банковские карты – тактильными идентификационными метками, выполненными шрифтом Брайля.
Персонал банков не владеет навыками обслуживания клиентов с инвалидностью, в частности, там нет сотрудников, владеющих языком жестов или специалистов для обеспечения сурдоперевода. Так что даже неудивительно, что в статистике банковских учреждений начисто отсутствуют такие категории, как «предприниматели с инвалидностью», «кредитополучатели с инвалидностью» или «финансовая устойчивость и платёжеспособность людей с инвалидностью».
– Доступ людей с инвалидностью к финансовым услугам является естественным правом и должен обеспечиваться в равной степени, – считает мажилисмен. – И если этого нет, то такие ограничения можно расценивать как дискриминацию прав людей с инвалидностью.
В свое время Комиссией по правам людей с ограниченными возможностями имени К. Иманалиева, под руководством правозащитника Вениамина Алаева, был инициирован проект «Финансовая инклюзия». При Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка существовала рабочая группа по обеспечению доступности финансовых услуг для граждан с инвалидностью. Она разработала ряд рекомендаций по этому поводу, которые казахстанские банки благополучно проигнорировали. Ситуацию не изменили даже судебные процессы в отношении крупных банков, которые ЛСИ благополучно выиграли.
Народная партия предлагает ряд мер для надлежащего обеспечения лиц с инвалидностью банковскими услугами. В частности, утвердить на законодательном уровне специальные Стандарты по оказанию финансовых услуг для ЛСИ и ввести новые критерии для оценки платежеспособности ЛСИ, что позволит наладить кредитование данной категории граждан. А еще – разработать и внедрить специальные финансовые продукты для ЛСИ, в том числе и с использованием средств ЕНПФ, и также обязать банки реализовать сервис «вторая рука», деятельность которого направлена на защиту уязвимых категорий граждан от действий мошенников.