Депутаты парламентской фракции Народной партии Казахстана поднимают вопросы ценообразования. Действительно ли наша рыночная экономика сегодня живет по законам свободного рынка? Каким образом осуществляется ценообразование и является ли оно действительно справедливым, а не спекулятивным? И, главное, всегда ли рост цен обусловлен рыночными предпосылками и факторами? Как с иронией отметил глава фракции, депутат Мажилиса Магеррам Магеррамов, рост цен – это единственная стабильная тенденция в наших реалиях за последние десятилетия. Вот только уровень жизни и реальные доходы населения, увы, падают также стабильно, а государство при этом бездействует.
Одним из главных движущих факторов является конкуренция. Она побуждает предприятия постоянно предлагать лучшую цену потребителям и таким образом отвоевывать свою долю рынка.
– У нас почему-то это не работает, – констатировал мажилисмен. – Либо за потребителя нет никакого желания бороться, либо монопольное положение некоторых субъектов рынка позволяет им не думать о конкуренции. Спрос и так обеспечен тем, что у потребителей попросту нет выбора.
Депутаты от НПК считают, что государство не справляется со своей обязанностью перераспределения доходов граждан, повышения уровня жизни и покупательной способности населения.
– Скорость повышения МЗП не удовлетворяет реалиям экономики и роста цен, – привел пример Магеррамов. – Более того, согласно проекту бюджета, на следующий год мы видим, что МЗП вообще не растет, в отличие от цен и МРП.
НПК считает, что Правительству необходимо ввести жесткое регулирование цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины. (Это позволит повысить покупательную способность малоимущего населения, чьи зарплаты и доходы зависят от МЗП.) Казахстану нужна четкая государственная политика в этой сфере. Пока же реальная покупательская способность граждан снижается, вместе с уровнем потребления, что, соответственно, тормозит развитие экономики.
Что можно сделать для изменения ситуации к лучшему? Фракция НПК предлагает установить коридор и предельные значения для чистой прибыли при ценообразовании на товары первой необходимости и товары, входящие в состав потребительской корзины, в пределах 25 процентов. А также – решить вопрос прозрачного регулирования ценообразования путем исключения лишних звеньев и посредников, рассмотреть возможности экономического обоснования для введения государственного регулирования цен на товары первой необходимости и товары, входящие в состав потребительской корзины и обеспечить законодательную базу для всего этого.