Санитарно-курортное лечение для лиц с инвалидностью (ЛСИ), оплачиваемое через портал государственных услуг, очень часто сводится к мошенническим схемам, направленным на нецелевое расходование бюджетных средств. Эту проблему поднял в своем депутатском запросе депутат Мажилиса от Народной партии Казахстана, Уполномоченный по правам социально уязвимых слоев населения при Президенте РК Кенжегул Сейтжан.
По словам мажилисмена, в сфере санитарно-курортного лечения, гражданскими активистами и общественниками был выявлен целый ряд хронических, системных проблем, устранять которые, компетентные ведомства почему-то не спешат. Так, люди с особыми потребностями не получают необходимых процедур или получают их не в полном объеме – у медучреждений нет аппаратуры и специалистов.
– Учреждения экономят на пациентах, получая полную стоимость не оказанных услуг, – уточнил Сейтжан. – А ЛСИ – недополучает услуги, предусмотренные курсом лечения и профинансированные бюджетом.
Для многих ЛСИ проблематично не только получить положенное лечение, но и вообще попасть в здание санаторной организации. Вопреки строительным нормативам, многие корпуса лечебных учреждений, построенные еще в прошлом веке, не имеют пандусов, тактильных дорожек, подъемников и других приспособлений, необходимых для обеспечения доступной и безбарьерной среды, особенно для маломобильных граждан. При этом поставщики, не имеющие данной инфраструктуры, зарегистрированы на портале и допущены к оказанию услуг для ЛСИ, их просто никто не проверяет.
Нормы питания в санаториях не установлены. Пациент, выбирая поставщика услуг, по сути покупает за государственные деньги «кота в мешке»: казахстанские НПА не видят разницы между курортом, пансионатом, домом отдыха и центром реабилитации. Зато с ЛСИ требуют по прибытию в учреждение, прислать подтверждение кодом из СМС или геолокацией, что существенно затрудняет регистрацию и увеличивает для ЛСИ риск стать жертвой кибермошенников.
Кенжегул Сейтжан направил в Правительство целый ряд предложений, направленных на ликвидацию вышеперечисленных недоработок и пробелов. И, настоятельно порекомендовал чиновникам, перед принятием решений, проконсультироваться с получателями услуг – лицами с инвалидностью.