Законопроект «О науке и технологической политике» был презентован вице-министром высшего образования и науки Дарханом Ахмед-Заки в Мажилисе. Однако, насколько документ соответствует своему названию – большой вопрос.
По словам вице-министра, документ включает в себя действующие нормы Законов РК «О науке» и «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности». Кроме того, он совершенствует структуры и расширяет функции ряда научных организаций, предусматривает преобразование Национальной академии наук, оговаривает расширение пакета социальной поддержки научных работников, в том числе молодых ученых и пр.
– В конечном итоге, предлагаемые нормы позволят увеличить долю коммерциализируемых научных разработок от общего количества прикладных научных исследований, финансируемых из бюджета, – уточнил Ахмед-Заки.
Депутат от Народной партии Казахстана Ирина Смирнова, а также ряд ее коллег усомнились в правильности названия законопроекта.
– Технологическую политику мы тут как раз и не видим, – с иронией констатировала мажилисвумен. – Речь идет только о науке и коммерциализации. Может быть надо изменить название этого закона?
Корме того, депутат поинтересовалась, почему в документе не предусмотрены нормы, закрепляющие ответственность за принимаемые решения членов Национальных научных советов. Такую рекомендацию разработчику в свое время давали антикоррупционные ведомства.
– Ведь именно они (члены ННС – авт.) распределяют гранты и принимают решения, часто достаточно спорные, – подчеркнула Смирнова.
Вице-министр пообещал учесть все спорные моменты в ходе обсуждения законопроекта в рабочих группах.