Государству выгоднее социализировать и реабилитировать детей с инвалидностью, чем экономить на этом. Так считает депутат от Народной партии Казахстана, Уполномоченный по правам социально уязвимых категорий населения Кенжегул Сейтжан.
Выступая в среду, на пленарном заседании Мажилиса, мажилисмен констатировал тот факт, что, несмотря на гарантированное Конституцией РК равенство, права детей с особыми потребностями часто ущемляются. Речь идет и о праве на образование, причем, начиная с дошкольного.
– Родители детей с инвалидностью испытывают большие трудности, так как государственные детские сады, за редким исключением, под разными предлогами не принимают особых детей, – отметил Сейтжан. – И этот вопрос никто не контролирует.
В итоге, особые дети с раннего возраста лишены возможности социализации. Их просто не учат учиться. Аналогичная ситуация продолжается и в школе. То есть государство заведомо лишает ЛСИ возможности получить нормальное образование, а значит, в последующем – трудоустроиться и получать зарплату.
– Государство считает, что дети с инвалидностью – это обуза, – с горечью говорит Кенжегул Сейтжан. – Но это же не так!
Депутат уверен, что создав условия для обучения ЛСИ, государство, вместо дополнительной нагрузки на бюджет в виде госсоцпособий, получит инициативных граждан, умеющих работать, способных создать свой бизнес, а, значит, успешно платящих налоги.
– От этого государство, Правительство и бюджет только выиграет, – уверен Сейтжан.
В качестве примера депутат привел ситуацию с планшетами, необходимыми детям с инвалидностью для обучения. В каких-то школах и интернатах такие устройства есть, но далеко не везде и закупать их тоже не планируют. Также как книги со шрифтом Брайля, аудиоустройства и пр.
– Если не создавать условия, то каким образом дети будут учится? – недоумевает Сейтжан. – Необходимо взять этот вопрос под контроль и внести необходимые поправки в законодательство.