Интернет нуждается в регулировании, считают депутаты Народной партии Казахстана. Сейчас Мажилис работает над законопроектом «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» и фракция НПК принимает самое активное участие в этом.
Документ направлен на правовое регулирование деятельности онлайн-платформ, а также функционирования онлайн-рекламы. В нем вводятся такие понятия, как «пользователь онлайн-платформы» и «инфлюенсер (блогер)», а также устанавливаются их права и обязанности. Запрет на распространение и размещение ложной информации на онлайн-платформах станет законодательным. Кроме того, предусматривается обязательная интеграция государственного языка в интерфейсы и модерацию онлайн-платформ.
Для собственников онлайн-платформ вводится обязательство по сотрудничеству с государственными органами по борьбе с недостоверной информацией и укрывательством от налогов. В случае выявления противоправного контента, законному представителю онлайн-платформы будет направляться уведомление о необходимости его удаления. А при невыполнении этого требования, деятельность онлайн-платформы ограничат компетентные органы. Также устанавливаются обязательства по маркировке онлайн-рекламы и соответствию ее предпринимательскому законодательству.
Депутат от НПК Ирина Смирнова отметила нужность и важность такого закона. Пока что контент и взаимодействие внутри сети формируется у нас спонтанно и стихийно.
– На различных, зачастую безымянных платформах можно прочесть самую неожиданную информацию, часто неподкрепленную достоверными фактами, – подчеркнула мажилисвумен. – Касаться эта информация может как отдельного человека, так и организаций и даже страны.
Доказать недостоверность информации, крайне сложно – сфера нерегулируема.
– Пора всех участников процесса информирования в интернете назвать их именами: блогеры, инфлюэнсеры, а также узнать имена, стоящие за онлайн-платформами, – заявила депутат. – Следует обозначить правила, правила и определить ответственность.
В Казахстане уже имелись печальные примеры, когда через интернет рекламировались мошеннические схемы, финансовые пирамиды и низкокачественные товары. Рекламу использовали для пропаганды суицида и распространения наркотрафика.
– Пора поставить этому решительный заслон! – резюмировала Смирнова. – Предлагаю поддержать данный, уже даже запоздалый, законопроект.
Депутаты Мажилиса согласились с этим решением, и законопроект был успешно принят в первом чтении.