Есть ли в Казахстане собственный речной грузовой флот и каковы его перспективы? Этот вопрос поднял в ходе Правительственного часа с участием Министерства транспорта РК руководитель парламентской фракции Народной партии Казахстана, депутат Мажилиса Магеррам Магеррамов.
НПК и ранее поднимала проблемы речников и даже сумела защитить от сноса единственное в Казахстане судоремонтное предприятие, когда местные власти угрожали ему изъятием участка.
– Вопросы о судоходном Иртыше обсуждаются уже несколько лет, в том числе и мы делали обращение, – отметил глава фракции НПК. – Однако темпы его развития оставляют желать лучшего.
Мажилисмен поинтересовался, какие объемы грузов были перевезены речным транспортом в нынешнем 2024 году, а также – какие реальные шаги принимает Минтранс для развития речного маршрута «Зайсан-Иртыш-РФ».
По словам главы транспортного ведомства Марата Карабаева, ежегодный объем транспортировки грузов по Иртышу составляет примерно 1,5 миллиона тонн. 1/5 часть из них, примерно 300 тысяч тонн, направляются в Российскую Федерацию.
– В основном это инертные материалы, – уточнил министр. – Часть угля еще перевозится.
Работа по развитию маршрута «Зайсан-Иртыш-РФ» также ведется. На уровне министерств состоялся целый ряд переговоров по этому поводу. Российская сторона полностью поддерживает маршрут, китайская – предлагает сначала разобраться с железнодорожной логистикой.
– Они (китайская сторона – авт.) сейчас изучают объем грузопотока, – объяснил Карабаев. – Предположительно он составит 2,5 миллиона тонн.
Переговоры по этому вопросу состоятся весной 2025 года.