О недоработках в системе фармакологического обеспечения в рамках ГОБМП

dep.jpg

Заместителю премьер-министра

Республики Казахстан

Кульгинову А. С.

                                        ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

                                    Уважаемый Алтай Сейдирович!

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи включает профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги, а также лекарственную помощь, финансируется путем выделения средств из республиканского и местного бюджета.

В 2023 году на финансирование медицинской помощи населению предусмотрено более 2,5 трлн тенге, в том числе по ГОБМП – 1,4 трлн, по ОСМС – более 1 трлн тенге.

Стоит отметить, что значительный рост финансирования здравоохранения за счет ОСМС позволил улучшить доступность медицинской помощи.

Однако, на сегодняшний день существуют сложности с включением инновационных препаратов в «льготные» списки в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

Например, сегодня инновационные препараты должны пройти поэтапный процесс включения в списки, а именно:

  1. процесс регистрации препарата 1-2 года;
  2. включение в клинические протоколы 1 год;
  3. Казахстанский национальный лекарственный формуляр 1 год;
  4. Регистрация цены 1 год;
  5. Включение в список единого дистрибьютора и амбулаторного лекарственного обеспечения 2-3 года.

Таким образом, процесс полного выхода препаратов на рынок и возмещения расходов со стороны государства на пациентов занимает около 5-7 лет.

Кроме того, есть проблема с нерегламентированной периодичностью утверждения части списков и прозрачностью работы Формулярной комиссии.

Согласно Правилам осуществления деятельности формулярной системы, Формулярная комиссия осуществляет согласование и регулярный пересмотр Казахстанского национального лекарственного формуляра, Перечня амбулаторного лекарственного обеспечения и Списка единого дистрибьютора, тогда как частота и периодичность заседаний не регламентированы.

Отсутствие сроков вывода препаратов на рынок делает Казахстанский рынок не привлекательным для инвестиций, и, что еще более важно, пациенты не имеют возможность получать терапию вовремя по зарегистрированным препаратом.

Новые технологии, получившие одобрение в Европе и США, становятся доступными в Казахстане со значительной задержкой, что влияет на качество предоставляемых медицинских услуг.

В настоящее время есть вопрос недостаточного финансирования лекарственного обеспечения и проблем поставки дополнительных объемов в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения при заказе со стороны медицинских организаций.

На сегодняшний день существует процедура сокращения заявленных МО объемов на 30% в связи с недостаточностью финансирования 2023 год.

Большинство медицинских организаций, опасаясь ухудшения доступности к фармрынку Казахстана, не сообщают о проблемах фармобеспечения населения, о фактах задержки оказания помощи в вышестоящие инстанции и ждут поставок, а пациенты все это время остаются без терапии.

Для решения вопроса своевременного доступа к инновационным препаратам необходимо в короткие сроки решать вопрос, одномоментно, без разделения на многие этапы (казахстанский национальный лекарственный формуляр, амбулаторное лекарственное обеспечение, единый дистрибьютор, регистрация цены), то есть необходимо объединить приказы, ввести единую заявку на рассмотрение препаратов для включения в перечень закупа, регламентировать сроки рассмотрения заключений Национального научного центра развития здравоохранения на Формулярной комиссии.

В конце концов, Министерству здравоохранения с помощью Министерства цифровизации оцифровать процесс от «А» до «Я», исключить человеческий фактор и сократить время получения пациентами инновационной терапии до 2-х лет, а не как сегодня 5-6 лет.

Депутаты фракции «Народная партия Казахстана»:

М. Магеррамов

И. Сункар

К. Сейтжан

И. Смирнова

Г. Танашева

Оглашен: 31.05.2023 г.


Подписывайтесь на наш официальный аккаунт:
@halyk_partiyasy