Сохранить систему профессионального образования для лиц с инвалидностью призвал Министерство просвещения депутат Мажилиса от Народной партии Казахстана, Уполномоченный по правам социально уязвимых категорий населения при Президенте РК Кенжегул Сейтжан.
Выступая на пленарном заседании, мажилисмен рассказал о вопиющей ситуации, которая сложилась в Специализированной школе-интернате №4 для слепых и слабовидящих детей им. Н. Островского (СШИ №4). Много лет там существовало музыкальное отделение, педагоги которого готовили из воспитанников интерната профессиональных музыкантов по классу баяна, домбры, вокала, фортепиано, скрипки, кобыза и т.д.
С 2018 года преподавателям была присвоена общая категория «учитель музыки», с подтверждением профессиональной категории. Потом Министерство образования и науки РК без оснований поменяло статус всех специализированных школ-интернатов. Они стали просто спецшколами, утратили республиканский статус и были переданы на баланс города. Учителей музыкального отделения перевели с категории В2 на В3, которая оплачивается значительно ниже. А с 2024 года, после очередной аттестации, преподавателей музыки вообще низвели до уровня учителей дополнительного образования.
– Это значит, что педагоги теряют все категории, стаж (20-30 и более лет!) и, по сути, должны начинать свою рабочую деятельность с нуля, – объяснил Сейтжан. – В дальнейшем, музыкальное отделение реорганизовали… в кружки. То есть по сути, лишили незрячих и слабовидящих детей полноценного профессионального музыкального образования, а школу-интернат – опытных и высококвалифицированных преподавателей музыки.
Обращение в Управление образования г.Алматы положительных результатов не принесло. Там, в качестве альтернативы, было решено вообще упразднить музыкальное отделение при СШИ №4 и сделать его филиалом музыкальной школы №10.
– Проблема в том, что музыкальная школа №10 не имеет своего здания и финансируется, по сути, по остаточному принципу, – пояснил депутат. – После такого добровольно-принудительного перехода, учителя существенно теряют в оплате труда и лишаются премиальных выплат.
Уникальность музыкального отделения СШИ №4 в том, что это единственное такое коррекционно-образовательное учреждение в республике для незрячих и слабовидящих детей.
– Музыкальное искусство – один из немногих способов для социализации и инклюзии людей с инвалидностью по зрению, – отметил омбудсмен. – Уничтожая музыкальное отделение, Министерство Просвещения РК, по сути, лишает незрячих детей будущего, их самореализации, адаптации и интеграции в общество.
Сейтжан уточнил, что именно школа закладывает базовые навыки для людей с особыми потребностями. А упраздняя профессиональную подготовку государство само превращает лиц с инвалидностью в иждивенцев.
– Несмотря на то, что я имею инвалидность по зрению, я не являюсь иждивенцем на содержании государства – у меня есть профессия, работа и я способен сам заработать себе на жизнь! – заявил депутат. – Так почему же сейчас Министерство просвещения РК, пытается лишить возможности получить профессиональное образование современных незрячих детей? Без образовательной базы, без фундамента, они будут обречены на пожизненное бюджетное содержание.
Также парламентарий призвал чиновников реально смотреть на жизни – неприспособленная школа для нормотипичных детей, приняв ребенка-ЛСИ просто не сможет научить его чему-то. Та инклюзия, о которой так широко распинается Министерство просвещения просто миф. Ученики с инвалидностью выходят из нормотипичных школ с завышенными оценками, но без элементарных базовых навыков. Парламентская фракция Народной партии Казахстана и депутатская группа «Инклюзивный Парламент» призвала Правительство восстановить не только работу педагогического состава музыкального отделения СШИ №4 в прежнем объеме, но и других коррекционных школ-интернатов республики, ориентированных на профессиональную подготовку выпускников-ЛСИ.