Законодательные нормы должны улучшать, а не ухудшать ситуацию. Пока что, пока чиновники и госслужащие говорят о необходимости введения в Казахстане правового воспитания, образовательные министерства «добивают» то, что было создано ранее.
На интересный казус, в ходе презентации нового законопроекта «О профилактике правонарушений», обратил внимание депутат Мажилиса от Народной партии Казахстана Кенжегул Сейтжан. Он рассказал, что еще несколько лет назад, когда он учился в вузе, курсы по основам государства и права были обязательны для студентов всех специальностей. Чуть позже Сейтжан сам преподавал этот предмет у школьников старшего и среднего звена. Сейчас правовой грамотности детей, подростков и большинство студентов уже не обучают.
– Почему эти стандарты изменили, а предметы убрали? – спросил мажилисмен представительниц министерств высшего образования и просвещения.
Внятно ответить на вопрос, как из учебной программы исчез такой необходимый учебный предмет, чиновницы не смогли. Представительница Министерства просвещения РК сослалась на то, что формирование законопослушного поведения и правового воспитания, в школах осуществляется не только в рамках учебного процесса, но и во внеурочной деятельности. (В частности, было проведено 34 классных часа на данную тему.) Кроме того, обсуждение правовых вопросов производится в рамках предметов «Основы права» – для 10-11 классов, «Глобальные компетенции» – для 5-9 класов, и «Познание мира» – для младших школьников. Чтобы выяснить, насколько дети юридически подкованы проводится специальный мониторинг.
– В принципе, показатели неплохие, дети знают о своих правах и обязанностях, – заверила представитель Минпроса. – Сейчас это примерно 86% школьников знает.
Ее коллега, из Министерства высшего образования и науки РК сослалась на академическую свободу вузов и послевузовских стандартов образования.
– Но как предмет, «на выбор» он («Основы государства и права» – авт.) в вузах преподается, – сообщила она.
Сейтжан поинтересовался, возможно ли сделать правовой курс обязательным предметом законодательно. Представитель разработчика, вице-министр МВД Игорь Лепеха, развел руками и заявил, что детализировать закон до такого уровня невозможно – он станет слишком объемным, неподъемным и нечитабельным.
– Мне кажется, что это надо будет дать в перечне подзаконных документов, – предложил представитель разработчика. – Чтобы министерства высшего образования и просвещения разработало соответствующие нормы в своих документах.