Безбарьерная среда: формальность и реальность!

dep.jpg

Проблему обеспечения доступной безбарьерной среды для лиц с инвалидностью вновь поднял депутат Мажилиса от Народной партии Казахстана, Уполномоченный по правам социально уязвимых слоев населения при Президенте РК Кенжегул Сейтжан.

Мажилисмен напомнил, что ратифицировав Конвенцию прав инвалидов, государство взяло на себя обязанность создать среду, в которой человек с особыми потребностями мог бы быть полностью адаптирован и способен обслуживать себя, без чьей-то посторонней помощи. О том, как плохо это выполняется, наглядно свидетельствует недавняя трагедия, случившаяся в Алматы, на станции метро «Абай», где погиб незрячий пассажир Канат Баткаказы. Трагедии могло бы и не случиться, если бы работники метрополитена четко выполняли свои обязанности, если бы опасные зоны были защищены специальными ограждениями и если бы Канату помогли неравнодушные пассажиры.

– Недопустимо и ненормально, когда люди погибают вот так вот, просто из-за безразличия нашего общества, только на словах позиционирующего себя инклюзивным, – резюмировал мажилисмен.

Ранее в Казахстане был принят Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в РК до 2025 года. В рамках него была разработана и выложена на сайт Интерактивная карта доступности, на которой фиксировались все объекты, адаптированные для ЛСИ. На самом деле все конечно, не так прекрасно, даже в столице. Это подтверждает Департамент Комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения, проведший в Астане мониторинг доступности объектов. В ходе 154 проверок повсеместно выявлены значительные барьеры: высокие пороги, крутые пандусы, отсутствие тактильной разметки и т.д.

По словам Сейтжана все обстоит намного печальнее. Ведь ЛСИ нужно не просто попасть в здание, но и получить там необходимую услугу. Наличие пандуса не означает наличие касс, банкоматов и справочных киосков для маломобильных граждан, а наличие тактильных дорожек для незрячих и слабовидящих не свидетельствует о наличии в учреждении звукового сопровождения или пояснительных надписей шрифтом Брайля и т.д.

– Если человек с инвалидностью пришел в магазин/банк/театр/Центр обслуживания населения/гостиницу и любую другую организацию, – отдельно уточнил мажилисмен, – он должен иметь возможность не только войти самостоятельно в здание и выйти, но и получить обслуживание, за которым он пришел.

Парламентская фракция НПК предлагает провести тщательный анализ с дальнейшей перспективной пересмотра стандартов, строительных правил и других нормативно-правовых актов, обеспечивающих формирование доступной безбарьерной среды для ЛСИ. А также – создать при обществах защиты прав потребителей отделы, специализирующиеся на соблюдении прав потребителей-ЛСИ и ужесточить систему контроля за реальным исполнением вышеупомянутого Национального плана.

– Мы не требуем ничего сверхъестественного! – резюмировал Сейтжан. – Люди с инвалидностью – полноправные граждане нашей республики и их следует защитить от дискриминации!

Депутатский запрос подписали представители фракции НПК, а также депутаты Инклюзивного Парламента.


Подписывайтесь на наш официальный аккаунт:
@halyk_partiyasy