Вопросы реализации пилотных национальных проектов «Комфортная школа» и «Модернизация сельского здравоохранения» обсуждали на заседании Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК.
Как отметил вице-министр просвещения Едиль Оспан, темпы развития школьной инфраструктуры не поспевают покрывать дефицит ученических мест. За 10 лет количество школьников увеличилось на 1 млн. и достигло 3,7 млн. Дефицит составляет 270 тыс. ученических мест. За три года реализации нацпроекта данный показатель имеет все шансы вырасти до миллиона.
– Основной целью проекта «Комфортная школа» является ликвидация аварийных школ и трехсменного обучения, – подчеркнул Оспан. – А также общее снижение дефицита ученических мест.
В рамках реализации проекта до 2026 года планируется ввести в эксплуатацию около 800 тысяч новых учебных мест в городах и сельских населенных пунктах. Это будет современные учебные заведения, полностью оснащенные необходимым оборудованием и кабинетами для учебного процесса. По крайней мере так говорит вице-министр Оспан. Однако, Министерство уже сейчас просит Правительство внести измненения в нацпроект, которые, кроме прочего, учитывают изменения сроков начала и завершения строительства школ.
Депутат от Народной партии Казахстана, представитель Комитета по социально-культурному развитию Гаухар Танашева считает, что прежде чем строить новые школы, хорошо бы заняться действующими. По данным Минпроса сейчас в стране насчитывается 143 трехсменных, 65 аварийных школ, а также имеется 231 саманная школа.
– Получается огромное количество школ, которые нужно реанимировать, – констатировала мажилисвумен. Предлагаемые планом сроки, с учетом оформления ПСД и сезонностью строительных работ, Танашева тоже считает необъективными. Сдать школы в следующем году – это нереально, – отметила она. – Но все уже профинансировано.
Инфраструктура комфортных школ тоже вызывает вопросы и грозит выродиться в бутафорию. В частности, оснащение тех же химкабинетов в учебных заведениях в аулах, где практически отсутствует центральное водоснабжение или интерактивные классы в сельской местности, где нет интернета. Такую картину депутат от НПК наблюдала в селах Северо-Казахстанской области.
– Компьютеры есть, но компьютеры никак не подключены, – рассказала Танашева. – Они просто красиво стоят.