Государство должно создавать условия для обучения особенных детей

Депутат Мажилиса Кенжегул Сейтжан встретился с директором проектов и программ Фонда «Дара» Марал Шешембековой. Фонд занимается продвижением инклюзивного дошкольного и школьного образования для детей с инвалидностью. Он является инициатором открытия коррекционных кабинетов, (а это более 46 кабинетов в городах областного значения по всей республике), и инклюзивных классов, созданных в 60-ти школах.

Образование и социализация детей с ограниченными возможностями – вопрос в Казахстане больной. Не хватает детских реабилитационных учреждений, имеется дефицит специалистов для работы с особыми детьми.

– Первое условие для поддержки особого ребенка, – это служба психолого-педагогического сопровождения, – считает Марал Шешембекова. – Чтобы и ребенок комфортно себя чувствовал, и другие дети, и воспитатели в группе.

Проблему может решить специалист, способный провести подготовительную работу, в том числе и с педагогическим коллективом. Но на это у детсадов, к сожалению, обычно не хватает штатных единиц. Еще одна проблема – кабинеты коррекции. Обычно в таком районном среднестатистическом кабинете работает 5-7 специалистов с 18-часовой нагрузкой. А очередь детей на получение коррекционных услуг велика.

– Местной исполнительной власти нужно проанализировать загруженность работы кабинета коррекции, – предлагает Шешембекова. – При имеющейся нагрузке центр будет полдня стоять пустым. Следует взять второй состав специалистов и проводить ротацию, тогда помещение не будет простаивать, и мы получим возможность помочь нуждающимся.

Аналогичный принцип работы в 2-3 состава можно использовать и в работе Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Сейчас на обследование ПМПК детей записывают заранее, в лучшем случае, за месяц, а то и более.

– Но ПМПК, это организация, которая выявляет степень развития ребенка, – уточняет директор. – Нужно больше организаций, куда ПМПК сможет направлять детей на коррекцию. У нас бывает так, что в городе есть несколько ПМПК и всего один реабилитационный центр.

Инклюзивное образование подразумевает возможности ребенка с особыми потребностями получать знания в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях, находящихся в шаговой доступности. Сейчас же, увы, большинство родителей вынуждены возить детей с инвалидностью издалека в малочисленные специализированные детсады и школы.

– Государство должно создавать условия для обучения всех, в том числе и особенных детей, – говорит Кенжегул Сейтжан.

Сейчас мажилисмен готовит депутатский запрос на эту тему. В будущем он надеется, что Народная партия Казахстана подпишет меморандум с Фондом «Дара» для дальнейшей совместной продуктивной работы.


Подписывайтесь на наш официальный аккаунт:
@halyk_partiyasy