Парламентская фракция Народной партии Казахстана провела экспертную встречу на тему: «Совершенствование механизмов предоставления банковских услуг в целях защиты граждан от кибермошенничества».
Как отметил модератор мероприятия, руководитель парламентской фракции НПК, депутат Магеррам Магеррамов, сейчас излюбленным орудием киберпреступников является именно финансовая сфера, тесно связанная с банками второго уровня. А это, по мнению мажилисмена, свидетельствует о том, что данная область плохо регулируется и недостаточно безопасна. Цифры говорят сами за себя – за семь месяцев 2024 года кибермошенники обманули казахстанцев на сумму свыше 7 миллиардов тенге.
– Механизмы и методы работы мошенников постоянно обновляются и совершенствуются, – заявил Магеррамов. – К сожалению, методика борьбы с кибермошенничеством не поспевает за развитием этих схем.
О том, какие меры все-таки принимаются для борьбы с данным негативным явлением рассказал первый заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка РК Нурлан Абдрахманов. В числе таких мер – запрет на выдачу кредитов, установленный в личных электронных кабинетах граждан, (этой услугой воспользовались более 900 тысяч человек), усиление требований при биометрической идентификации и ужесточение требований информационной безопасности, запрет на открытие более 10 банковских карт и, в перспективе, введение «периода охлаждения» перед выдачей кредита, как минимум на сутки.
– Нужно дать возможность человеку подумать, осознать, отказаться от кредита, – уточнил Абдрахманов.
Начальник Департамента по противодействию киберпреступности Жандос Суинбай рассказал, что чаще всего жертвами интернет-мошенников становятся социально незащищенные граждане. Главная сложность в таких делах – отсутствие границ в интернете. Преступники, чаще всего находятся «за бугром».
– Мошенники используют нашу страну в качестве плацдарма, чтобы атаковать иностранных граждан, – объяснил Суинбай. – А наших граждан атакуют из-за рубежа. Нам надо объединиться и сообща бороться с киберпреступностью.
Сейчас казахстанские полицейские активно сотрудничают со своими зарубежными коллегами. Несколько раз им приходилось выезжать в командировку, на территорию Украины, где установлены call-центры мошенников и где психологи готовят «специалистов» для обработки жертв. В нынешнем году было нейтрализовано 8 таких центров.
В ходе обсуждения состоялась бурная дискуссия, в частности, о том, насколько причастны к кибермошенничествам сотрудники БВУ. Персональные данные казахстанцев утекают, а источники утечки – не выявляются, сомнительные кредиты для малоимущих лиц оформляются слишком быстро и без проверок, мошенники получают доступ к чужим счетам в любое время суток, а работники банковских служб безопасности не несут за это никакой ответственности.
– Естественно, в виду того, что, в конечном итоге страдают только наши граждане, банки никак не заинтересованы в совершенствовании безопасности банковской системы, – резюмировали участники встречи. – Сегодня финансовые организации получают все выгоды, оставляя людей с долговыми обязательствами, даже если те стали жертвами мошенников.
По итогам мероприятия были вынесены рекомендации. В числе прочих - разработать систему обязательного гарантирования вкладов физических лиц, находящихся в банках второго уровня, направленную на защиту прав и интересов вкладчиков, а также - систему обязательного страхования займов физических лиц от мошенничества, которая поможет разделить риски между банками и гражданами, что, в случае чего, снизит финансовую нагрузку на пострадавших.