Мажилис Парламента намерен признать мопеды полноправными транспортными средствами, а их водителей - ответственными участниками дорожного движения. Эти нормы сейчас рассматривают депутаты.
Законопроект предлагает «контролировать движение малых электрических и отдельных видов транспортных средств», что позволит урегулировать правила эксплуатации и движения мопедов. Только в прошлом году в Казахстане произошло 750 ДТП с участием мопедов, что в четыре раза больше чем, в 2022 году.
– Их водители будут нести полную ответственность согласно статьям, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях, – отметили разработчики.
Для управления мопедами казахстанцы будут получать регистрацию и водительское удостоверение отдельной категории «А1», проходить ежегодный техосмотр, а также оформлять обязательную страховку. Однако, некоторые депутаты сочли такой подход дискриминацией мопедистов по сравнению с самокатчиками.
– Законопроектом предусмотрено, что все водители мопедов должны иметь права категории А1, – уточнил депутат Народной партии Казахстана Ислам Сункар. – При этом водители электросамокатов могут обладать водительскими правами любой категории. Нельзя ли было, по одному и тому же принципу оставить всем права любой категории?
Депутат Екатерина Смышляева, как представитель разработчика, отметила, что теоретически такой вариант был возможен, но в 2009 году Казахстан ратифицировал конвенцию ООН о дорожном движении.
– Для соблюдения норм Конвенции, если мы признаем мопеды механическим транспортным средством, нам необходима отдельная категории прав вождения, – объяснила мажилисвумен. – Если бы мы не признавали мопеды механическим транспортным средством, как электросамокаты, тогда мы могли бы обойтись вот этой нормой, которая, вы говорите. Однако, по ее словам, возможен и компромиссный вариант, при котором обладателям водительских прав любой категории категория А1 будет присваиваться автоматически. Сейчас это предложение обсуждается в рабочей группе.