О решении проблемы работающей бедности в Казахстане

Премьер-министру

Республики Казахстан

Смаилову А.А.

                                           ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

                                         Уважаемый Алихан Асханович!

Пришло время заняться решением системных проблем – первопричин, препятствующих качественному социально-экономическому развитию нашей страны. Одной из них, является масштабная проблема работающей бедности и как следствие – рост социального неравенства и нарушения права казахстанцев на достойный уровень жизни для себя и для членов своей семьи.

Реальность такова, что миллионы работающих казахстанцев живут от зарплаты до зарплаты, едва сводя концы с концами. Но на уровне государственной политики действует закостенелый стереотип еще советского периода: считается, что постоянная занятость гражданина обеспечивает ему и его семье достаточный доход и, соответственно, качество жизни. Что сегодня абсолютно не соответствует действительности! В представлении Правительства нет такой категории граждан. В результате интересы и права миллионов, работающих казахстанцев и их семей, не учитываются в социальной политике государства.

«Ловушка сознания» не позволяет Правительству сконцентрировать усилия на мерах, направленных на улучшение положения экономически активных граждан, имеющих профессиональное образование и постоянное место работы, но получающих недостаточный для нормального жизнеобеспечения уровень финансового вознаграждения. Дохода такой категории граждан не хватает, чтобы вести образ жизни, соответствующий их социальному статусу, поэтому они оказываются в числе социально-уязвимых слоев населения как «работающие бедные».

Несмотря на высокую актуальность проблемы экономической бедности во всем мире и попытку её эмпирической оценки, существуют различные подходы к определению «работающих бедных». В Докладе о мировом развитии за 2000-2001 годы Международная организация труда выдвинула концепцию «рабочей нищеты», где «работающие бедные» – это люди, которые не зарабатывают достаточно средств, чтобы улучшить свой уровень жизни, получая доход ниже установленных границ нищеты.

В большинстве стран «работающие бедные» определяются как лица с общим стажем работы более 3 лет в составе бедного домохозяйства. Во многих зарубежных научных работах проблема «риска бедности в условиях труда» рассматривается в рамках оценки границ экономических классов общества. В нашей стране группой отечественных экспертов и ЦСПИ «Стратегия» было проведено первое в этом направлении, поисковое исследование на тему «Работающая бедность в Казахстане». По их оценкам к работающим бедным отнесли себя 32,2% опрошенных в ходе социологического исследования работающих казахстанцев. Экономико-статистический анализ ситуации в сфере оплаты наемного труда в РК подтвердил наличие системных проблем рынка труда:

  • во-первых, для Казахстана весьма актуальна проблема «работающих бедных», доля которых сохраняется в интервале от 27,7 до 34,3 % (в зависимости от подхода к ее оценке). По итогам 3 квартала 2022 года численность наемных работников в РК составила 6,7 млн человек, соответственно численность работающих бедных составляет от 1,86 млн до почти 2,3 млн казахстанцев.
  • во-вторых, распределение казахстанских работников по величине заработных плат отражает проблему значительного разрыва в уровнях оплаты труда – в 6,4 раза (по данным официальной статистики). По мнению отечественных экспертов, «работающая бедность» имеет отраслевую специфику. Больше всего она распространена в таких низкооплачиваемых сферах, как образование (особенно дошкольное и дополнительное образование), здравоохранение, сельское хозяйство, культура и искусство, услуги по проживанию.

«Работающих бедные» неравномерно распределены по регионам и имеется региональная дифференциация ее распространенности среди населения. На это влияет разная стоимость жизни в крупных городах, в индустриальных регионах, в сельскохозяйственных регионах. Также есть региональные разрывы по оплате труда (из-за разной отраслевой специализации), по степени распространенности неформальной занятости, по соотношению спроса и предложения труда (дефицит или переизбыток рабочей силы; структурная безработица). Риск попадания в категорию «работающих бедных» связан с иждивенческой нагрузкой на работника, то есть чем больше семья, тем выше этот риск. С его обеспеченностью жильем, с уровнем его образования и наличием профессионального опыта, гендерной принадлежностью (высокий риск попадания в эту категорию женщин и домохозяйств, возглавляемых женщинами).

Абсолютное большинство опрошенных «работающих бедных» (81,8%) имели постоянную занятость на полный рабочий день. Менее 10% работали на условиях частичной занятости, то есть, неполный рабочий день. Только 5% респондентов трудились на основании срочного трудового договора, либо посезонно, или довольствуются случайными подработками.

При этом каждый второй респондент из числа «работающих бедных» не удовлетворен своей заработной платой. 13,7% участников опроса не устраивают условия труда на текущем месте работы. С точки зрения сельского населения в число наиболее проблемных аспектов входят низкий уровень оплаты труда и сложный процесс трудоустройства. Плохие условия труда и негативное отношение к работникам чаще распространены в малых городах.

Как показало исследование, доход основной части «работающих бедных» не превышает отметку 204 тысяч тенге в месяц (75%). Наибольшее число респондентов живут на доход от 85 тысяч до 143 тысяч тенге в месяц (33%). При этом «Работающие бедные» вынуждены тратить на покупку еды значительную часть своих средств. Так, по результатам опроса, в среднем респонденты тратят на еду 50,7% от всего дохода своего домохозяйства. Почти половина из числа «работающих бедных» (44%) вообще не имеют накоплений, а большинству из тех, у кого они все-таки есть, хватит накоплений в случае внезапной потери ежемесячных доходов в лучшем случае на несколько месяцев.

Большинство «работающих бедных» в нашей стране пользуется потребительскими кредитами банков второго уровня и покупкой товаров в рассрочку. На момент проведения опроса 83% респондентов брали, как минимум, один кредит в банках. Половину участников опроса (50,1%) можно считать закредитованными: они имеют не один, а несколько кредитов.

По потребительскому потенциалу 40% «работающих бедных» можно отнести к самым малообеспеченным слоям общества, у которых покупка сезонной одежды вызывает затруднения, поскольку средств хватает только на покупку еды. 34,7% участников опроса можно отнести к нижнему среднему слою. Для них покупка товаров длительного пользования (чаще всего, крупной бытовой техники) вызывает затруднения, при том, что на другие расходы (питание, одежда и мелкая бытовая техника) денег хватает.

«Работающая бедность» – это феномен, который является прямым следствием стагнации в экономике, которая не в состоянии обеспечить рынок труда рабочими местами с достойной оплатой труда. Конкуренция за рабочие места с достойной оплатой труда создает массу специалистов, имеющих хорошую квалификацию, но вынужденных работать на позициях с оплатой труда, которая их не удовлетворяет. Слабые шансы или полное отсутствие перспектив преодолеть такое положение дел рождает апатию, снижает стремление к саморазвитию и поиску новых перспектив, воспроизводит ценности внешнего локус-контроля и конформизма у наемного работника.

Это траектория бедности и выживания, но никак не качественной полноценной жизни работников и их семей, развития и формирования качественного человеческого капитала.

Население с такими характеристики не может быть фундаментом стабильности и модернизационного развития страны. Кроме того, несмотря на то, что в казахстанской экономике и политике как бы не существует «работающей бедности», ее объективное присутствие закладывает объективные риски для страны. И они тем более усугубляются, чем дольше феномен «работающей бедности» остается вынесенным за рамки официального политического и социально-экономического дискурса.

Видятся следующие риски: Появление и воспроизводство поколенческой «работающей бедности». Усиление расслоения и неравенства в обществе. Снижение качества человеческого капитала и, соответственно, конкурентоспособности страны. Усиление иждивенчества. Рост нагрузки на государственный бюджет. Рост оттока трудоспособного и квалифицированного населения из страны. Сокращение платежеспособного спроса населения и мультипликативный негативный эффект на экономику. Снижение устойчивости экономики, общественно-политического устройства и населения к экономическим шокам. Снижение интереса к знаниям, образованию Отрицание легальных каналов социальной мобильности, теневизация всей сферы общественных отношений, поскольку если знания, квалификация и опыт не дают успеха, но его можно достичь другими средствами, тогда лучше использовать эти другие средства.

Ухудшение социального самочувствия, рост маргинализации и протестных настроений.
Пока же мы видим, что Правительство не знает свой народ и концентрируется на ситуативном устранении последствий, но никак не на устранении первопричин сложившейся ситуации.

Необходимо принимать институциональные системные меры стратегического характера. Результатом должно стать не просто кратное снижение работающей бедности, но формирование масштабного и устойчивого среднего класса. Это требует разработки и реализации новой социально-экономической модели, отвечающей принципам социальной справедливости и запросам работающих казахстанцев на качественный уровень жизни.

Депутаты фракции Народной партии Казахстана, считают необходимым предпринять ряд последовательных шагов. Во-первых, государству в лице Правительства, пора признать наличие «работающих бедных» в стране. Во-вторых, государство должно посчитать размеры этой проблемы и рассчитать, сколько ресурсов уйдет на ее решение. В-третьих, начать внедрять эти механизмы.

А именно: фундаментально исследовать и в целом на концептуальном уровне, провести оценку экономических классов общества Республики Казахстан, в том числе класса, соответствующего «работающей бедности». Разработать методологиюи методику оценки бедности работающих с учетом международного опыта, включая подходы ЕС и ОЭСР; Необходимо совершенствование методологии и методики сбора статистической и описательной информации о благосостоянии домохозяйств, их социально-демографических и экономических характеристик, нужд и потребностей; Для разработки адекватной социальной политики и дифференцированного подхода к социальной и адресной помощи, базой должна послужить статистическая информация о состоянии домохозяйств. Любым изменениям в социальной политике должны предшествовать расчеты и анализ статистических и исследовательских данных.

Соответственно решение проблемы «работающих бедных», должно быть отражено в стратегических и программных документах Республики Казахстан, в том числе включение в эти документы соответствующих целевых показателей/индикаторов.

Кроме того, возможно улучшение финансирования социальной сферы и повышение благосостояния домохозяйств за счет нематериальных механизмов поддержки семьи. Основное условие, как отмечалось выше, сделать качественные расчеты. Например, больший охват детским дошкольным бесплатным образованием, бесплатными детскими кружками и секциями, лучшими медицинским и социальным обслуживанием, лекарственным обеспечением и т.д., что снизить расходы домохозяйств. Механизмы нематериальной поддержки населения существуют и сейчас, но их мощности не соответствуют потребностям, возникает дефицит.

В ряду действенных мер – назревший пересмотр социальных стандартов, в частности, потребительской корзины – с переходом от минимальной к достаточной. Нужно внедрить отдельную детскую потребительскую корзину – как возможность для детей выйти из ловушки поколенческой «работающей бедности» и иметь реальные возможности для качественного развития.

Также стоит проработать вопрос усиления профессиональных союзов как традиционных системных институтов отстаивания прав и интересов трудящихся. Решения, жизненно важные для трудящихся, должны приниматься при реальном учете мнений самих работников. Должны быть рычаги в правовом и политическом поле, с помощью которых работники в лице своих профсоюзов могли бы реально влиять на работодателей.

Для дискуссии, интересным представляется рассмотреть использование системы потребительских бюджетов. Данный подход уже применялся в Казахстане в период с 1991 по 1995 гг., предусматривая региональную дифференциацию, особенности демографического развития и структуры домохозяйств. В системе потребительских бюджетов необходимо рассматривать бюджет среднего уровня достатка, прежде всего, как стандарт потребления значительной части населения, относимой к среднему классу. Стандарт бюджета среднего достатка должен представлять собой сбалансированную модель потребления. Его задача – удовлетворение всех наиболее значимых потребностей человека, среди которых можно выделить:

  • потребности в организации полноценного питания;
  • потребности в сохранении и укреплении здоровья;
  • потребности в жилье с коммунальными благами;
  • потребности в обеспеченности домашним и личным имуществом;
  • потребности в организации культурного досуга и отдыха;
  • потребности в образовании и повышении знаний;
  • потребности в формировании сбережений для дальнейшего инвестирования.

Формирование системы потребительских бюджетов предполагает: 1) разработку комплексных критериев для определения экономических классов с учетом казахстанской специфики; 2) переориентацию стандартов потребления и уровня жизни согласно классам общества; 3) определение социокультурного портрета экономических классов; 4) трансформацию системы социальных лифтов.

Выше перечисленные меры, должны стать частью новой социально-экономической модели, ориентированной на построение качественного нового общества, основой которого станет масштабный и устойчивый средний класс.

Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:

Е. Смайлов А. Конуров
Ж. Ахметбеков Г.Кулахметов
Д. Легкий
М. Магеррамов
А. Милютин
Г. Нугманова
А. Скакова
И.Смирнова

Оглашен 30.11.2022


Подписывайтесь на наш официальный аккаунт:
@halyk_partiyasy